Вопросы гуманитарных наук, № 1, 2016 Самарин В.И., кандидат физико-математических наук, доцент Сочинского государственного университета ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОТКРЫТАЯ ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА Образовательное пространство можно определить и как «образовательную ноосферу», и как целостное единство глобальных достижений, эволюционного состояния и управляемых процессов в образовательно-воспитательной сфере, и как открытую ценностную многоуровневую социальную систему, поскольку оно охватывает все многообразие явлений и процессов организации и реализации непрерывного усвоения человеком системы знаний, концентрирует основные общегуманитарные социокультурные ценности, формирует важнейшее национальное достояние – человеческий капитал с многоцелевым функциональным предназначением, на каждом образовательном уровне взаимодействует в той или иной степени со всеми науками и другими ценностными системами. <...> В свою очередь, консолидированный в единое гражданское общество человеческий капитал – один из стратегических ресурсов национальной безопасности как гарантии защиты суверенных интересов и фундаментальных ценностей этого общества. <...> Образовательное пространство можно классифицировать как открытую диссипативную систему, так как оно существует только благодаря непрерывным пронизывающим ее «потокам»: информационным, информационно-технологическим и энергетико-волевым «потокам», «потокам» ценностных категорий, «потокам» обучающихся, дидактическим и практико-методическим «потокам» и т.д. <...> Причем, как и всякая диссипативная система, образовательное пространство существует, самоорганизуется и развивается именно благодаря этим «потокам». <...> На формирование образовательного пространства и его состояние оказывают непосредственное влияние такие не всегда предсказуемые по результатам воздействия внешние факторы, как социально-экономический, идеологический, общественнополитический <...>