Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Электро-2024

Коллизии во французском обществе Xii-Xiii вв. по студенческой сатире этой эпохи

0   0
Первый авторДобиаш-Рождественская Ольга Антоновна
Издательство[Б.и.]
Страниц19
ID3966
Кому рекомендованоИсторические труды
Добиаш-Рождественская, О.А. Коллизии во французском обществе Xii-Xiii вв. по студенческой сатире этой эпохи : Статья / О.А. Добиаш-Рождественская .— : [Б.и.], 1931 .— 19 с. — История .— URL: https://rucont.ru/efd/3966 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О. А. ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КОЛЛИЗИИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ XII-XIII ВВ. <...> ПО СТУДЕНЧЕСКОЙ САТИРЕ ЭТОЙ ЭПОХИ Источник: Добиаш-Рождественская О.А. <...> В 1931 г. этот подбор был издан в Париже под титулом "Les poésies goliardiques". <...> Сатира вагантов, или голиардов, в которой отразилось ироническое отношение странствовавших школяров и бродивших в поисках места клириков средневековья к современному им бытию, имела очень сложную и изменчивую судьбу. <...> Церковные соборы и епархиальные синоды, указы епископов и постановления светской власти, действующей в этом случае, как и во многих других, под давлением духовенства, говоря о вагантах, прилагают к ним термин "голиарды" -- термин осуждающий. <...> Они описывают вагантов как определенную социальную группу, подозрительную церкви и ей враждебную. <...> Отсюда идут истоки отрицательного отношения к интересующим нас памятникам, и здесь же было положено начало мифу о "дьяволе" -- родоначальнике этой литературы -- образу загадочного Гулии, или Голии. <...> Невидимый епископ Голия", вождь странствующих банд, "изрыгнувший", по словам Жиро де Барри, "много песен, как ритмических, так и метрических, столь же бесстыдных, сколь и безумных (impudenter quam imprudenter), против папы и римской курии", объемлет все черты и все проявления средневекового Мефистофеля -- от его головы с грозными рогами до игривого хвоста и отталкивающего приличных людей запаха. <...> К этому моменту относятся первые печатные издания голиардик, в которые вошло преимущественно то, что особенно ярко и прямо бичевало грехи папской курии и что тем самым "распрямляло протестантскую спину". <...> Однако и та и другая традиции -- отрицательная оценка "секты" и положительное приятие "протеста" -- оказались не вполне благоприятными для сохранения и изучения подлинных текстов. <...> Существенные поправки в смысле полноты материала внесла романтическая эпоха (после первой трети XIX в.) <...> Ваттенбах, который собрал и издал в алфавитном <...>
Коллизии_во_французском_обществе_Xii-Xiii_вв._по_студенческой_сатире_этой_эпохи.pdf
О. А. ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КОЛЛИЗИИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ XII-XIII ВВ. ПО СТУДЕНЧЕСКОЙ САТИРЕ ЭТОЙ ЭПОХИ Источник: Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского Средневековья. - М.: 1987. С. 115 - 143. Оригинал здесь: http://www.binetti.ru/collectio/history/dobiache-rozhdestvensky_1.shtml. I Настоящий этюд представляет формулировку одного из выводов работы автора, работы долгой и кропотливой, над определенной категорией исторических источников, имеющих еще вдобавок ограничения и особенности текста литературного и даже поэтического. На эти тексты в силу их особенного характера историческая наука всегда претендовала как на свои материалы. Вспомним только употребление, какое из них делали историки, как Ваттенбах, Гизебрехт, Ланглуа [1]. Работа моя, посвященная систематическому изучению и обзору всех изданных памятников и большинства существующих рукописей, привела меня к корпусу текстов, расположенному по определенной тематике. В 1931 г. этот подбор был издан в Париже под титулом "Les poésies goliardiques". Данный этюд извлекает из этих текстов лишь материал историко-социального характера, обходя все, что относится к области чистой литературы. Таким образом, это попытка дать некоторый частичный синтез опубликованных мною ранее текстов, частичный именно потому, что в центре исследования стоит одна категория памятников, другие же тексты привлекаются, лишь поскольку они помогают обработать ее показания. Такая постановка может показаться узкой, но всякому понятно, что в кропотливом, углубленном труде эвристики, критики и первоначальной обработки подлинного материала всегда есть нечто, накладывающее ограничения на широту синтеза. Заранее признавая эти особенности, которые делают этюд односторонним, полагая, что в науке, и в частности в медиевистике, на фоне общего порыва к более широким проблемам подобные этюды нужны и законны, я решаюсь предложить его вниманию читателя. Коллизии, являющиеся предметом настоящего исследования, отразились на судьбах самого памятника, о котором здесь будет идти речь. Сатира вагантов, или голиардов, в которой отразилось ироническое отношение странствовавших школяров и бродивших в поисках места клириков средневековья к современному им бытию, имела очень сложную и изменчивую судьбу. Первые сведения об этой сатире относятся к началу XIII в. и идут из кругов, ей резко враждебных. Церковные соборы и епархиальные синоды, указы епископов и постановления светской власти, действующей в этом случае, как и во многих других, под давлением духовенства, говоря о вагантах, прилагают к ним термин "голиарды" -- термин осуждающий. Они описывают вагантов как определенную социальную группу, подозрительную церкви и ей враждебную. Они даже называют вагантов "сектою" -обозначение неверное, извращающее действительность, но характерное для кругов, употреблявших его. Отсюда идут истоки отрицательного отношения к интересующим нас памятникам, и здесь же было положено начало мифу о "дьяволе" -- родоначальнике этой литературы -- образу загадочного Гулии, или Голии. В результате длинной цепи словесных и литературных превращений здесь намечается силуэт - - некая туманность, где, с одной стороны, сгущаются пламенно-демонические черты и обозначается грозное лицо "дьявола", с другой -- облик бродяги-скомороха, вооруженного насмешливым латинским стихом и тем добывающего себе хлеб, гуляки, паразита и пересмешника из деклассированных людей церкви и высшей школы. "Невидимый епископ Голия", вождь странствующих банд, "изрыгнувший", по словам Жиро де Барри, "много песен, как ритмических, так и метрических, столь же бесстыдных, сколь и безумных (impudenter quam imprudenter), против папы и римской курии", объемлет все черты и все проявления средневекового Мефистофеля -- от его головы с грозными рогами до игривого хвоста и отталкивающего приличных людей запаха. Эта отверженная "секта" вызвала к себе иное отношение, когда воплощенный ею "протест" слился с грозным и победоносным движением более глубокого протеста и "бесстыдные и безумные песни" нашли угрожающе широкий резонанс.
Стр.1