Актуальные проблемы современной науки, № 2, 2016 Юридические науки Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Болдырев О.Н., аспирант Южного федерального университета КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА Л.И. <...> ФРАНКА И Н.Н. АЛЕКСЕЕВА Можно заметить, что современный исследователь, по сути, сводит идеи психологической школы к разработке феноменологического метода в праве, что нам представляется упрощением предложенной Л. И. Петражицким схемы. <...> Вместе с тем нельзя не признать, что именно по направлению к феноменологической трактовке права развивались идеи крупнейших отечественных философов и правоведов С. Л. Франка и Н. Н. Алексеева, которые отозвались с критическими замечаниями на публикации работ Петражицкого. <...> В связи с этим представляется необходимым рассмотреть направления их критики с целью выявления самостоятельного содержания психологической теории права. <...> Выдающийся русский философ и правовед С. Л. Франк рассматривал социальную реальность как особый вид бытия, не сводимый ни к физическим, ни к духовным явлениям. <...> Именно наличие соборности определяет возможность превращения индивидов и разрозненных предметов материальной жизни в единую субстанцию. <...> Деятельность любых политических институтов опирается не на физические законы, а на готовность людей действовать совместно, стремиться к коллективному решению стоящих перед ними вопросов, поэтому свести общественную реальность только к материальной сфере не получается. <...> Само понятие «соборность» использовалось в отечественной правовой философии еще в середине XIX в., но только Франк смог придать ему не метафизическое, а социальной значение, усмотреть его значение в качестве «золотой середины» между европейским индивидуализмом и восточным коллективизмом. <...> Соборность возникает как органическое единство, т. е. схожесть эмоциональных и рациональных импульсов вызывается не внешним воздействием <...>