Духновский Статья посвящена описанию комплекса психодиагностичес ких методик для изучения гармоничности–дисгармоничнос ти межличностных отношений субъектов образовательного процесса. <...> Все представлен ные методики отвечают основным требованиям, предъявля емым к разработке психологических тестов. <...> На основании этого перед нами встала проблема создания психодиагно стического инструментария, отвечающего основным требованиям, предъ являемым к разработчикам психологических тестов2, позволяющего ком плексно изучить межличностные отношения (их гармоничность — дисгар моничность). <...> Для её разрешения нами был разработан комплекс методик. <...> Основным назначением разработанных методик, вошедших в состав ком плекса, является ранняя профилактика дисгармонии межличностных отно шений субъектов образовательного процесса. <...> Комплексная диагностика межличностных отношений субъектов обра зовательного процесса включает в себя следующие авторские методики и 1 Духновский С.В. и др. <...> Межличностные отношения субъектов образовательного процесса можно измерить количественно, используя качественные психодиагностические методики. <...> ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТЕХНОЛОГИЯ анкеты: опросник «Субъективная оценка межличностных отноше ний», опросник «Определение со циальнопсихологической дистан ции», опросник «Шкала субъектив ного переживания одиночества», анкета «Причины неудовлетворен ности отношениями». <...> Назначение методики — определение характеристик дисгар монии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемо го. <...> Перед Вами опрос ник, содержащий различные харак теристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимо действии с другими людьми. <...> Расчёт нормативных показате лей проводился на выборке 899 че ловек, все — граждане России, практически здоровые, прошедшие обследование по собственной ини циативе (383 мужчины и 516 жен щин). <...> В качестве <...>