ИНСТРУМЕНТАРИЙ Этнокультурная компетентность личности: сущность, структура, диагностика кандидат искусствоведения, доцент РГПУ им. <...> А.И. Герцена Алла Борисовна Афанасьева, Образование как необходимый элемент и социальный институт отражает происходящие в стране социокультурные процессы. <...> С усилением миграции в российских мегаполисах становится доминирующим тип школы со смешанным этническим составом учащихся при преобладании русского этноса, с русским языком обучения. <...> Полиэтническое разнообразие учащихся в современной школе усиливает социальную неоднородность образовательной среды, заостряет проблему взаимоотношений. <...> Поэтому закономерно, что в последние годы система образования стала разворачиваться в сторону формирования этнокультурной компетентности [2, 3, 5]. <...> Первыми исследователями проблемы этнокультурной компетентности и её формирования на грани XX–XXI вв. стали Н.Г. Арзамасцева, Т.В. Поштарева, А.Б. Афанасьева, О.В. Хухлаева, С.Н. Фёдорова. <...> Опираясь на системно-деятельностный подход, они рассматривали её формирование в процессе урочной и внеурочной деятельности, как в институциональной, так и во внеинституциональной образовательной среде. <...> По структурной сложности содержания и степени синтеза в овладении элементами этнокультуры можно выделить три вида этнокультурной компетентности. <...> Специализированная этнокультурная компетентность (частная, связанная со знаниями и опытом овладения одним элементом или областью этнокультуры). <...> Исходя из структуры этнокультуры, как наиболее типичные можно выделить этнолигнвистическую (этноязыковую, этнофилологическую), этномузыПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 4 ’ 2 0 1 5 4’2015 Под этнокультурной компетентностью личности (ЭКЛ) мы понимаем интегральное динамичное образование в структуре личности, которое проявляется в системе знаний о родной и неродных этнокультурах, эмоционально-мотивационном и ценностном отношении к наследию этнокультур и их <...>