Ч тобы у детей формировались способности и личностные качества, они должны видеть и чувствовать, как эти способности и качества явлены в жизни взрослых людей. <...> Хронологически первым местом таких детских наблюдений и переживаний выступает семья. <...> «Дети хотят учиться в тех семьях, где родители хотят работать. <...> Где родители не хотят работать, там дети не хотят учиться», — так наш замечательный поэт-фронтовик Константин Ваншенкин объяснял секрет семейного воспитания. <...> И это секрет той детско-взрослой общности, которой непременно является всякая счастливая семья. <...> Другим местом формирования способностей и личностных качеств человека является школа, шире — образование. <...> И является ровно в той мере, в какой озабочено становлением и развитием детско-взрослых общностей. <...> Потому что, повторюсь, только в общности со взрослыми людьми у детей формируются способности и личностные качества в их целостности и «цветущей сложности». <...> Ответственность за жизнеспособность детско-взрослой образовательной общности лежит на нас, педагогах. <...> Разумеется, если мы собираемся быть профессиональной корпорацией, творческим профессиональным сословием, а не решили вдруг массово превратиться в «профсоюз репетиторов». <...> Какие бы социальные и организационные трансформации ни происходили, какие бы вызовы, требования, стандарты ни предъявлялись, ответственность за складывание общности с детьми — это ответственность принципиально не снимаемая. <...> Только с этой ответственностью мы из педагогов, назначенных по должности, можем дорасти до учителей, которых выбирают ученики. <...> К сожалению, детско-взрослая образовательная общность — это сегодня модная тема. <...> И нуждается в защите от свойственных образовательным модам пустословия, поверхностности суждений, цветистости высказываний. <...> Я постараюсь расставить несколько смысловых ударений, которые считаю обязательными для трезвого понимания проблематики детско-взрослых общностей в образовании <...>