28 ТЕМА НЕДЕЛИ РАЗГРОМ АВТОВАЗА Татьяна Гурова, Аналитический центр «АЦ Эксперт» Не упустить момент для диверсификации города В Тольятти действительно развит средний бизнес. <...> Надо быстро начать его использовать, иначе это сделают другие города и через пять лет, а то и через три года уже будет поздно С егодня Тольятти кажется типичным «убывающим» городом, то есть относится к категории городов, которые возникли в Европе и США в самый начальный период деиндустриализации Запада. <...> Классический пример «убывающего» города — американский Детройт, потерявший вместе со своей автомобильной промышленностью половину населения. <...> Однако если «убывающие» города Запада искали и находили пути возрождения прежде всего в постиндустриальных практиках — развитии университетов, участии в рынке здравоохранения, развитии рекреации и культуры, то для Тольятти и России вообще, практически лишенной собственной промышленности, ревитализация городов должна проходить прежде всего под знаком реиндустриализации. <...> Для Тольятти это означает не только анализ правильности курса, выбранного АвтоВАЗом (город на это может повлиять лишь косвенно: у завода есть свои акционеры), но и диверсификацию экономики. <...> Именно возможность индустриальной диверсификации тольяттинской экономики была тем вопросом, который решал Аналитический центр «Эксперт», проводя системное исследование Тольятти. <...> Когда наши аналитики вернулись из города, взяв несколько десятков интервью у представителей неавтомобильного бизнеса, они сказали однозначно: Тольятти — город среднего бизнеса. <...> Действительно, это бросается в глаза: принципиальное отличие Тольятти от большинства других городов России такого же масштаба — наличие развитого среднего бизнеса в обрабатывающем секторе экономики. <...> Если другим городам и областям нужно такой бизнес создавать — а зачастую быстро создать новые технологичные компании можно только с использованием иностранного <...>