Концепции и системы (13—23) 24 Как бы ни критиковали новый ФГОС общего образования, в н¸м, по моему мнению, есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным — идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности. <...> Если даже допустить, как считают многие критики, что за идеей формирования российской идентичности стоит всего лишь желание новой элиты заставить всех остальных принять е¸ (элиты) версию России, я не могу отказаться от самой идеи. <...> Русское слово, которое весьма точно переда¸т смысл английского identity, восходящего к позднелатинскому identicus, — причастность. <...> Быть при-частным — значит быть частью чего-то большего, чем ты сам: семьи, друзей, школы, Родины, Вселенной, Бога. <...> Вне идентичности, причастности (разумеется, свободной, а не навязанной) человека захлестывает его «самость», он погружается в самомнение и самодовольство. <...> Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделение им для себя «значимых других». <...> Российская идентичность — это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включ¸нность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. <...> Задача формирования российской (гражданской) идентичности у подрастающего поколения предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности взгляд педагогов на традиционные проблемы развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком и пр. <...> Так, если педагог в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у школьника, то: в гражданском воспитании и образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как с умозрительными <...>