ученые записки сПбГиПср МОСКВИЧЕВА НАТАЛЬя ЛЬВОВНА кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития факультета психологии санкт-Петербургского государственного университета MOSKVIChEVA N. candidate of psychological science, associate professor St. <...> Petersburg state university, psychological faculty ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА PSYChOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS Of CONfLICTS IN A hIGhEr SChOOL аннотация: статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических аспектов конфликтного взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе. автор различает социальные детерминанты конфликтов, обусловленные воздействием факторов микро- и макросреды и личностные детерминанты конфликтов, связанные с индивидуально-психологическими особенностями его участников, и приводит результаты эмпирических исследований, направленных на изучение взаимосвязей между личностными особенностями студентов и уровнем их конфликтности, причинами, частотой конфликтов, способами их разрешения. <...> The author describes social and personal conflict factors and gives the empirical research results of personality characteristics of conflict students. клЮчевЫе слова: педагогическая конфликтология, личностные детерминанты конфликтов, способы разрешения конфликтов, акцентуации характера, образовательный процесс в вузе. <...> KEY WORDS: pedagogical conflict, personal conflict factors, conflict resolution, personality characteristics, character accentuations, conflict in higher school. исследования различных аспектов взаимоотношений и общения участников образовательного процесса и их роли в профессиональном и личностном становлении студентов всегда являлись предметом научного интереса в силу их чрезвычайной общественной значимости. принятие субъектсубъектной модели педагогического взаимодействия в высшей школе, в которой преподаватель и студент сотрудничают, ориентируясь на развивающую, самостоятельную познавательную активность обучающегося, предъявляет высокие требования к уровню организации этого взаимодействия <...>