гры со словами Наталья Максимова, доктор филологических наук, г. Новосибирск «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Игры на развитие фонетического действия Одни дети воспринимают слово преимущественно со стороны его звукового образа, другие – видят грамматическую форму слова, а третьи вообще глядят как бы «за слово» и связывают его с предметной ситуацией. <...> Каждый из способов восприятия слова выполняет функцию своеобразных лингвистических «ворот», посредством которых ребёнок входит в мир словесной действительности. <...> С какой бы стороны ребёнок ни «заходил» в мир словесной действительности, его место в ней будет ущербным, если он не разовьёт в себе разностороннее восприятие слова. <...> Предлагаемые словесные игры помогут ребёнку свободно овладеть всеми важнейшими действиями со словом: фонетическим, грамматическим, лексическим, синтаксическим и метаречевым. <...> С 10 реди игр на развитие фонетического действия одной из важнейших является игра в рифмы. <...> Однако часто используется другая игра – «Подскажи словечко». <...> При подборе текстового материала необходимо понимать, за счёт чего ребёнок подбирает слово. <...> Анализ предлагаемых в методических пособиях текстов для этой игры показывает, что в большинстве случаев причины выбора слова ребёнком не фонетические, а контекстно-ситуативные, предметносмысловые. <...> Чтобы действие по установлению фонетической связи было полноценным, необходимо кроме подобных однозначных примеров использовать тексты, допускающие вариативный выбор рифмы, тексты-перевёртыши с алогичными смысловыми связями (типа: Дин-дон, дин-дон / По дороге ходит …, где слово-отгадка по смыслу может заменяться на другое), тексты, построенные на несуществующих словах. <...> Последний тип текстов особенно важен, так как в чистом виде обнажает фонетическую связь, звуковой образ. <...> На этом шаге необходимо подобрать известные детям стихи – с пропуском слова-рифмы, которое бы дети легко могли восстановить. <...> В этих неизвестных стихах <...>