гры со словами Наталья Максимова, доктор филологических наук, г. Новосибирск «НА СВЕТЕ ВСЁ НА ВСЁ ПОХОЖЕ» Игры на лексическое действие Игры на развитие лексического действия (оперирования с лексической стороной слова) как в детской игровой культуре, так и в образовательной среде чаще всего представлены классификационным типом игр. <...> Это игры вроде «Съедобное – несъедобное», «Рыбы», «Птицы», «Города», «Имена», «Животные», которые способствуют, главным образом, пониманию детьми родо-видовых отношений. <...> Предлагаем вниманию читателей ещё несколько вариантов игр на лексическое действие, причём вводятся они пошагово – от простого к сложному. <...> П омимо родо-видовых, обыгрываются и другие типы лексической связи: например, отношения антонимии – синонимии между словами. <...> Таковы игры с антонимами типа «добрый – злой» и с синонимами типа «красивый – прекрасный». <...> Но наибольшим языковым потенциалом обладают загадки, построенные на «живой» (не стёртой) метафоре. <...> В таких играх слово и предмет разделяются, так что лексическое значение слова выделяется в особую – собственно языковую реальность. <...> Приёмы использования подобных игр могут быть различны: это и разгадывание загадок, и их конструирование (коллективное и индивидуальное), и органичные в такой деятельности игры на действие-сравнение, на построение метафоры. <...> «СКАЖИ НАОБОРОТ» (ИГРА В АНТОНИМЫ) Один из простейших способов образования антонимов, который могут использовать дети – это использование приставки не-. <...> Постепенно дети сами 22 перейдут к образованию антонимов без приставки. <...> Как только большинство детей вошли в игру, можно начинать использовать мяч. <...> Взрослый произносит слово и бросает мяч кому-нибудь из детей, а ребёнок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч – либо взрослому, либо другому ребёнку. <...> Если тот игрок, которому бросили мяч, затрудняется ответить, дети хором произносят нужное слово. мягкий – твёрдый <...>