ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛУЧКО Олег Николаевич — заведующий кафедрой прикладной информатики и математики Омского государственного института сервиса, кандидат педагогических наук МАРЕНКО Валентина Афанасьевна — старший научный сотрудник Института математики им. <...> С.Л. Соболева СО РАН (Омский филиал), кандидат технических наук В статье представлены результаты исследования качества образования с применением методологии когнитивного моделирования, адаптированного к российской действительности сотрудниками института проблем управления РАН. <...> Применяемая методика включает PEST-анализ, построение субъективной схемы изучаемой проблемы, формирование когнитивной модели в виде функционального графа и проведение имитационного эксперимента для проверки адекватности сформированной когнитивной модели. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: когнитивная модель, имитационный эксперимент, квалификация, качество образования, прогноз С овременное общество нуждается в компетентных и конкурентоспособных специалистах, которые должны обладать профессиональными знаниями, позволяющими в короткие сроки решать сложные профессиональные задачи. <...> Исследованиям в сфере образования посвящены работы многих уч¸ных. <...> Исследование указанных аспектов требует применения различных подходов: системного, квалиметрического, кибернетического, когнитивной методологии. <...> Применение методологии когнитивного моделирования для исследования аспектов образовательного процесса да¸т возможность с помощью активизации интеллекта экспертов формализовать изучаемую социально-экономическую проблему, объективизировать знания об исследуемых процессах и провести их исследование с помощью имитационного эксперимента. <...> 69 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ Построение когнитивной модели «Качество образования» Процесс разработки когнитивной модели состоит из последовательности <...>