ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ АНТОНОВ Александр Викторович, аспирант Кубанского государственного университета, преподаватель Краснодарского политехнического техникума и профессионального лицея № 24 г. Краснодара Выявление и осмысление особенностей организации пространственной среды формирования комфортных условий в образовательном процессе. <...> Анализ различных аспектов нахождения студентов в аудитории. <...> Ключевые слова: образовательный процесс, продуктивность образования, пространственная среда, комфортность, индивидуальная дистанция, пространственные параметры, проксемика. <...> М ногие студенты на занятиях испытывают трудности в диалоге с преподавателями, чувствуют определ¸нную отчужд¸нность, затрудняющую выполнение образовательных задач. <...> Это связано с утратой цельности внутреннего мира, замкнутостью в отношениях с окружающими, а иногда и открытой конфронтацией. <...> Педагогическая практика показывает, что это состояние не способствует продуктивному образованию. <...> Процесс обучения происходит в пространственной среде, в которой находятся преподаватели и студенты, участвующие в образовательном процессе. <...> Комфортность должна оказывать благоприятное влияние как на психологическую устойчивость обучающихся, так и непосредственно на качество образования. <...> Иначе учебное заведение оказывается местом отчуждения, где преподаватель и студент формально выполняют свой круг обязанностей. <...> Определим вслед за С.И. Ожеговым комфорт как «условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удоб65 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ство, спокойствие и уют»1. <...> Это расстояние, которое воспринимается человеком как наиболее приемлемое для взаимодействия с другим человеком или группами людей. <...> В процессе ряда проксемических исследований было получено заключение о том, что люди при общении поддерживают определ¸нную дистанцию, на которой происходят коммуникативные <...>