ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСТВА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ Дмитрий Викторович Беспалов, декан факультета физической культуры и спорта Курского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент, bdw23@list.ru • лидер • лидерство • деструктивное лидерство • эксперимент • диагностика лидерства • малая группа Развитие любой науки непосредственно связано с точностью её методов. <...> По этому поводу выдающийся отечественный учёный-экспериментатор И.П. Павлов писал: «Метод — самая первая основная вещь. <...> От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. <...> При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. <...> А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую, не получит ценных, точных знаний» [цит. по 18, с. <...> Для психологической науки методы исследования имеют особое значение. <...> Г Асеев отмечают: «Проблемы методологии и методов исследования занимают в психологии исключительно важное место. <...> Приступая к исследованию любой психологической проблемы, и лидерство здесь не исключение, исследователь должен чётко представлять себе, за счёт каких исследовательских средств он достигнет цели. <...> «Уже на этапе выбора предмета психологического исследования психолог должен быть уверен, что существуют методы эмпирического исследования интересующего явления, или он должен быть уверен в том, что сам такие методы может быстро разработать, а некоторые психологические феномены могут быть исследованы только через несколько десятилетий после создания соответствующих надёжных методик» [18, с. <...> 160 В исследовании феномена лидерства можно выделить две основные проблемы: выявление лидеров в группе и психологическая оценка лидерства и лидеров. <...> Особенно актуальной представляется первая проблема, обусловленная отсутствием единой трактовки лидерства и преобладанием разновидностей социометрической методики для выявления группового лидерства. <...> К этому стоит добавить, что, несмотря <...>