ЛИТЕРАТУРНАЯ ИМПРОВИЗАЦИОННАЯ ИГРА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Ирина Львовна Масандилова, доцент МГГУ им. <...> М. А. Шолохова, учитель русского языка и литературы Лицея гуманитарных технологий МГГУ им. <...> М. А. Шолохова, кандидат педагогических наук, irina-masandilova@yandex.ru • художественная литература • театрально-импровизационная деятельность • подростковый возраст • психодрама • социодрама • литературная импровизационная игра Важнейшей проблемой современной науки и практики является разработка и реализация эффективных методов образования и воспитания. <...> Особенно актуален этот вопрос в переходном возрасте, требующем новых методических подходов, которые опираются на характерные особенности противоречивого, сложного подросткового развития [2]. <...> Изучение художественной литературы может помочь подростку в самопознании, развитии эмоциональной сферы, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательного интереса к предмету. <...> Поэтому наиболее результативны те методики преподавания литературы в основной школе, в которых учитывается, что для подростка в произведении особенно важен именно жизненный контекст героя, «послуживший для автора предметом эстетического преобразования» [1]. <...> Театрально-импровизационная деятельность относится к числу тех интерактивных средств, возможности использования которых в обучении и развитии подростков на уроках и во внеурочное время изучены 96 недостаточно. <...> Особенный интерес для практики представляют средства психо- и социодрамы, в которых наиболее полно проявляются возможности театрально-импровизационной деятельности для образования. <...> Мы постарались частично восполнить эту лакуну, разработав методику применения элементов театра импровизации в преподавании предметов гуманитарного цикла — в частности, литературы. <...> Как показал наш многолетний практический опыт, реализация данной методики помогает ученику пережить критический этап подросткового возраста <...>