ФРГ: ЦЕЛИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУЛЬТУРЫ Людмила Ивановна Писарева, старший научный сотрудник Центра педагогической компаративистики Института стратегии и развития образования РАО, кандидат педагогических наук, E-mail: pisareva-l@list.ru • цели • общее образование • ценности • культура • социальная активность • самостоятельность • гуманизация Традиционно под «общим образованием» имеются в виду его цели, содержание, т.е. учебный материал, представленный в учебных планах и программах с указанием конкретных задач, расписанных по предметам, разделам, темам, срокам их выполнения, с методическими рекомендациями для учителей. <...> Несмотря на то, что цель образования — наиболее стабильная педагогическая категория, которая в отличие от содержания рассчитана на более длительный срок действия с ориентацией на перспективу. <...> На рубеже ХХ–ХХI вв. трансформация в системе образования коснулась также данной педагогической категории. <...> В немецкой дидактической литературе цель образования — это многозначное понятие. <...> Различные по своей ориентации и содержанию, т.е. глобальные, общие, частные, промежуточные и т.д., цели или целевые установки, выстраиваются в определенную пирамиду или иерархическую шкалу. <...> Такой набор целей общего образования обусловлен спецификой структуры школьного образования с различными типами средних школ и особенностями культурного суверенитета децентрализованной системы управления образованием в Германии. <...> Что касается структуры общего школьного образования, то она включает в свой состав следующие типы средних школ двух ступеней: ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3’2015 • единые для всех детей с 6 лет начальные школы с 4-летним сроком обучения; • I ступень общего среднего образования: неполные средние школы — главные, реальные, общие школы и гимназии с 9–10-летним сроком обучения; • II ступень: полные средние школы, гимназии (ХI–ХIII классы) по подготовке к сдаче экзаменов <...>