ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Василий Григорьевич Разумовский, главный научный сотрудник Центра естественнонаучного образования Института стратегии образования РАО, доктор педагогических наук, академик РАО; Александр Юрьевич Пентин, заведующий Центром естественнонаучного образования Института стратегии образования РАО, кандидат физико-математических наук; Геннадий Григорьевич Никифоров, старший научный сотрудник Центра естественнонаучного образования Института стратегии образования РАО, кандидат педагогических наук; Галина Михайловна Попова, методист по физике, химии и биологии Раменского Дома учителя • естественнонаучная грамотность • научный метод познания • экспериментальные умения • диагностика достижений • планируемые результаты • образовательный Стандарт • муниципальный уровень системы образования АКТУАЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ Актуальность исследования определяется несколькими важными причинами. <...> 1 сентября 2015 г., согласно федеральному плану-графику по введению ФГОС общего образования, представленному в письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03–255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», начался этап обязательного ввода ФГОС ООО. <...> При написании образовательных программ ООО школы столкнулись с целым рядом проблем: • Планируемые результаты, определяемые ФГОС ООО, включают в себя широкую трактовку результатов — в частности, акцент делается на компетентность, знания ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1’2016 в этом случае становятся не результатом, а инструментом деятельности. <...> • При формировании программ достижения планируемых результатов необходимо иметь чёткое представление об уровне достигаемых результатов с использованием системы обучения <...>