МЕТОДОЛОГИЯ Комплексная диагностика межличностных отношений субъектов образовательного процесса Курганский государственный университет docduh@rambler.ru Сергей Духновский Статья посвящена описанию комплекса психодиагностических методик для изучения гармоничности–дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса. <...> Все представленные методики отвечают основным требованиям, предъявляемым к разработке психологических тестов. <...> Ключевые слова: диагностика, межличностные отношения, субъекты обра зовательного процесса, гармония и дисгармония На основании этого перед нами встала проблема создания психодиагно стического инструментария, отвечающего основным требованиям, предъ являемым к разработчикам психологических тестов2, позволяющего ком плексно изучить межличностные отношения (их гармоничность — дисгар моничность). <...> Для её разрешения нами был разработан комплекс методик. <...> Основным назначением разработанных методик, вошедших в состав ком плекса, является ранняя профилактика дисгармонии межличностных отно шений субъектов образовательного процесса. <...> Комплексная диагностика межличностных отношений субъектов обра зовательного процесса включает в себя следующие авторские методики и анкеты: опросник «Субъективная оценка межличностных отношений», оп росник «Определение социальнопсихологической дистанции», опросник «Шкала субъективного переживания одиночества», анкета «Причины не 1 Духновский С.В. и др. <...> ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ 1’2015 29 Межличностные отношения субъектов образовательного процесса можно измерить количественно, используя качественные психодиагностические методики. <...> Однако, проведённый обзор психодиагностических методик и проективных техник1, которые можно применять для межличностных от ношений, показал, что это явление в полной мере отражено в очень ограни ченном количестве методик. <...> Заявленные методики отвечают <...>