Л. Н. Назарова
Об одной эпиграмме Г. Р. Державина
XVIII век. Сборник. Выпуск 3.
Изд-во АН СССР.М.; Л., 1958.
Оригинал здесь - http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6036
В т. III "Сочинений Державина", изданном Академией наук в 1866 году, на стр. 381 помещена
эпиграмма под названием: "На подьячего, свиставшего в комедии "Коварный"":
Как ты К_о_в_а_р_н_о_г_о решился освистать?
Сказал дьяку так дьяк, быв хитрый сам пролаза. -Наш
долг, тот отвечал, себя здесь защищать:
И ворон ворону не выколет ведь глаза.
В подстрочном примечании Я. К. Грот писал: "При заглавии в рукописи означен декабрь 1804
года. Из Северного вестника (ч. V, стр. 108) видно, что комедия Коварный действительно была в первый
раз представлена 16 декабря этого года. К сожалению, в журнале не сообщено ни имени автора, ни
других каких-либо подробностей относительно этой пьесы".
В т. VIII "Сочинений Державина" (СПб., 1880), который составляет подробная биография поэта, в
главе XV (раздел 3 -- "Эпиграммы и басни Державина") Я. К. Грот разбирает ряд эпиграмм его на
писателей-современников (Н. П. Николева, Д. И. и А. С Хвостовых, Н. Ф. Эмина, Е. И. Кострова, Н. М.
Карамзина, А. Ф. Воейкова и др.). Однако эпиграмма по поводу первого представления комедии
"Коварный" здесь даже не упомянута, возможно, вследствие того, что автор пьесы оставался Я. К. Гроту
неизвестным.
Между тем совершенно очевидно, что Державин имел в виду пятиактную комедию в прозе
"Коварный" -- второе произведение А. А. Шаховского. Авторство Шаховского не было тайной для
многих историков русского театра, в частности, например, для Р. И. Зотова. По его словам, комедия
"Коварный" "не имела успеха, потому что чисто русского, национального элемента тут вовсе не было:
это было подражание известной Грессетовой комедии "Le mêchant", которая и на французской сцене
холодна". {Материалы для истории русского театра. Князь А. А. Шаховской. "Репертуар и Пантеон",
1846, том 14, стр. 9.}
Не входя в рассмотрение мнения Р. И. Зотова (о причинах провала "Коварного" речь будет идти
дальше, при анализе этой комедии), укажем еще, что факт неудачи "Коварного" засвидетельствован и П.
Н. Араповым. Последний, имея в виду то же самое первое представление "Коварного" (16 декабря 1804
года), писал, что пьеса "успеха... не имела, и когда на вызов нескольких голосов "автора!" явился
Шушерин, чтоб сказать, что автора нет в театре, большая часть публики зашикала и закричала "не надо!
не надо!"". {П. Н. Арапов. Летопись русского театра. СПб., 1861, стр. 169.}
Упоминает о "Коварном" Шаховского и Н. В. Гербель, подчеркивая, что комедия эта
"провалилась и вызвала целую тучу эпиграмм из лагеря сторонников нового карамзинского
направления...". {Н. В. Гербель. Хрестоматия для всех. Русские поэты в биографиях и образцах. СПб.,
1873, стр. 136.}
Позже А. А. Ярцев также отмечал, что пьеса Шаховского не только "не имела никакого успеха",
но "даже возбудила протест публики". {А. А. Ярцев. Князь А. А.Шаховской. (Опыт биографии). Статья
первая. Общий очерк жизни и деятельности. Ежегодник императорских театров. Сезон 1894--1895 гг.
Приложения. Книга 2, СПб., 1896, стр. 127.} Связывая провал "Коварного" с реакцией на спектакль
определенной части зрительного зала, Ярцев приводил в своей статье две строки из стихотворения П. А.
Вяземского "Поэтический венок Шутовского", в котором поэт, обращаясь к Шаховскому, вспоминает то
время,
Когда при свисте кресл, партера и райка,
Торжественно сошел со сцены твой "Коварный". {*}
{* П. А. Вяземский, Полн. собр. соч., т. III, 1808--1827, СПб., 1880, стр. 85.}
Вслед за дореволюционными историками русского театра, ничего не прибавив к тому, что они
писали, но даже несколько осложнив вопрос, пошел и один из советских театроведов -- С. С. Данилов.
Стр.1