Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2014

Баевский В.С. Остранение: К поэтике Бориса Пастернака. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. 56 с. (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМальцева
АвторыПавлова Л.В., Романова И.В.
Страниц4
ID390646
АннотацияПоэтический феномен Бориса Пастернака стал объектом пристального внимания литературоведов со времени появления в печати его первых книг. Бесспорно, значительный вклад в пастернаковедение внес В.С. Баевский (1929–2013) – ученый, в исследованиях которого данное направление является одним из главных. Его последней работой стала небольшая по объему книга о поэте.
Мальцева, О.А. Баевский В.С. Остранение: К поэтике Бориса Пастернака. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. 56 с. / О.А. Мальцева, Л.В. Павлова, И.В. Романова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №5 .— С. 220-223 .— URL: https://rucont.ru/efd/390646 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поэтический феномен Бориса Пастернака стал объектом пристального внимания литературоведов со времени появления в печати его первых книг. <...> Бесспорно, значительный вклад в пастернаковедение внес В.С. Баевский (1929–2013) – ученый, в исследованиях которого данное направление является одним из главных. <...> В ней феномен Пастернака, обусловленный его особой «детскостью» поэтического восприятия – «первородного, неожиданного, незахватанного»1, –получает новое, оригинальное освещение сквозь призму понятия «остранение», введенного в научный обиход еще в начале ХХ в. <...> По мнению автора, поэтика произведений Пастернака, где мир открывается глазам художника в своей первозданной новизне и свежести, связана с идеями Шкловского, утверждавшего: «<…> для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. <...> Целью искусства является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием «остранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающей трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоценен и должен быть продлен»2. <...> Баевского о возможном влиянии идей Шкловского на формирование поэтической системы Пастернака выглядит убедительной тем более, что «Пастернак дебютировал как поэт приблизительно в то же время, когда Шкловский стал развивать свои идеи относительно метода остранения в искусстве. <...> Оба они <…> участвовали в одних и тех же культурных объединениях, встречались на одних и тех же толчищах, решимся сказать: порою жили в одних и тех же пластах “литературного быта” – антисимволистская идея остранения была близка им обоим» (с. <...> Аргументируя свою точку зрения, автор приводит достаточно большое количество примеров из лирики Пастернака начиная с ранних его книг «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1916) и заканчивая «Стихотворениями Юрия Живаго» (1946 <...>