Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2014

ПОЭТИКА ХРИСТИАНСКИХ ПРОПОВЕДЕЙ IV–V ВВ. С ДРАМАТИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТОМ: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ГОМИЛИЯ АФАНАСИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО (60,00 руб.)

0   0
Первый авторВолкова
Страниц10
ID390642
АннотацияСтатья посвящена анализу одной из проповедей восточнохристианского богослова и проповедника IV в. Афанасия Александрийского с точки зрения ее структуры и поэтики. Устанавливается, что данная гомилия вписывается в древнюю литературную традицию особых драматических гомилий.
Волкова, А.Г. ПОЭТИКА ХРИСТИАНСКИХ ПРОПОВЕДЕЙ IV–V ВВ. С ДРАМАТИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТОМ: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ГОМИЛИЯ АФАНАСИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО / А.Г. Волкова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №5 .— С. 183-192 .— URL: https://rucont.ru/efd/390642 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С ДРАМАТИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТОМ: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ГОМИЛИЯ АФАНАСИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО Статья посвящена анализу одной из проповедей восточнохристианского богослова и проповедника IV в. <...> Особый пласт проповеднического искусства составляют византийские гомилии, которые содержат в себе драматический элемент, т. е. диалог, причем здесь имеется в виду диалог не проповедника с паствой, а художественный диалог персонажей в самой проповеди. <...> Событие Благовещения само по себе уже диалогично, так как оно изображается как разговор архангела Гавриила и Марии (цитируется по Синодальному переводу Нового Завета): 183 Ангел, вошед к Ней, сказал: Радуйся, Благодатная! <...> И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не буде конца. <...> На этот сюжет в заявленный выше период (IV–V) было написано несколько проповедей, в той или иной мере перерабатывающих приведенный евангельский диалог. <...> 763–770), предположительно IV или V в.; – энкомий (похвальная речь, по многим чертам близкая жанру гомилии) Богородице Марии Прокла Константинопольского (PG LXV, col. <...> Это значит, что диалог не составляет здесь всего текста, как, например, в гомилиях псевдо-Златоуста, где нет места «словам автора», а есть только обмен репликами двух персонажей. <...> Афанасию, не относится к корпусу собственно благовещенских гомилий, однако содержит одну из характерных черт текстов этого корпуса – диалог, включенный в текст проповеди, причем диалог касается именно зачатия и рождения Божественного Младенца. <...> Возможно, такая контаминация двух событий является очередным доказательством связи этих праздников: изначально Благовещение входило в цикл рождественских праздников и праздновалось на четвертый день Богоявления, которое в свою очередь связано <...>