№ 5 К.А. Поташова «АНГЕЛ РАФАЭЛЯ» В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА (к вопросу о возможном источнике рисунка «Младенец, тянущийся к Матери») Исследуются прямые и косвенные параллели творчества Лермонтова и изобразительного наследия Рафаэля Санти, указываются возможные источники знакомства поэта с его картинами. <...> Особое внимание уделено карандашному рисунку матери поэта М.М. Лермонтовой, изображающему ангела с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». <...> Утверждается, что именно знакомство поэта с этим рисунком во многом обусловил интерес поэта к наследию Рафаэля и присутствие образов «рафаэлевских ангелов» в его художественной системе. <...> Выдвигается гипотеза о возможном источнике рисунка Лермонтова «Младенец, тянущийся к Матери» (1829), подаренном поэтом своему отцу: вопреки распространенному мнению, что рисунок выполнен с гравюры, высказывается предположение, что он является точной копией фрагмента списка картины Рафаэля «Святое семейство Франциска I», выполненного вел. кн. <...> Lermontov’s poetry and Raphael Santi’s artistic heritage. <...> Lermontova which represents an angel from Raphael’s oil painting “Sistine Madonna”. <...> It is stated that the familiarity with the painting determined to a great extent the poet’s interest in Raphael’s heritage and the presence of images of “Raphaelesque angels” in his works. <...> Contrary to a popular belief that the painting was copied from an engraving, it is suggested that this is an exact copy of a fragment of the reproduction of Raphael’s painting “The Sacred Family of Francis I” done by the Grand Duchess Anna Pavlovna in 1816. <...> В поэзии и живописи частыми стали сравнения ребенка с ангелом или Младенцем Христом, матери – с Богородицей: 54 «Слияние красоты и благодати – вот идеал художника! <...> Великие живописцы поступали так: чтобы выразить идеал, носимый в душе, благодать Божественную чертами видимыми, они собирали по земле всё то, что есть чисто прекрасного, и чертами высшей земной красоты живописали благость <...>