Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2014

«АНГЕЛ РАФАЭЛЯ» В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА (К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОМ ИСТОЧНИКЕ РИСУНКА «МЛАДЕНЕЦ, ТЯНУЩИЙСЯ К МАТЕРИ») (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПоташова
Страниц9
ID390632
АннотацияИсследуются прямые и косвенные параллели творчества Лермонтова и изобразительного наследия Рафаэля Санти, указываются возможные источники знакомства поэта с его картинами. Особое внимание уделено карандашному рисунку матери поэта М.М. Лермонтовой, изображающему ангела с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Утверждается, что именно знакомство поэта с этим рисунком во многом обусловил интерес поэта к наследию Рафаэля и присутствие образов «рафаэлевских ангелов» в его художественной системе. Выдвигается гипотеза о возможном источнике рисунка Лермонтова «Младенец, тянущийся к Матери» (1829), подаренном поэтом своему отцу: вопреки распространенному мнению, что рисунок выполнен с гравюры, высказывается предположение, что он является точной копией фрагмента списка картины Рафаэля «Святое семейство Франциска I», выполненного вел. кн. Анной Павловной в 1816 г.
Поташова, К.А. «АНГЕЛ РАФАЭЛЯ» В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА (К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОМ ИСТОЧНИКЕ РИСУНКА «МЛАДЕНЕЦ, ТЯНУЩИЙСЯ К МАТЕРИ») / К.А. Поташова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №5 .— С. 54-62 .— URL: https://rucont.ru/efd/390632 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 К.А. Поташова «АНГЕЛ РАФАЭЛЯ» В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА (к вопросу о возможном источнике рисунка «Младенец, тянущийся к Матери») Исследуются прямые и косвенные параллели творчества Лермонтова и изобразительного наследия Рафаэля Санти, указываются возможные источники знакомства поэта с его картинами. <...> Особое внимание уделено карандашному рисунку матери поэта М.М. Лермонтовой, изображающему ангела с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». <...> Утверждается, что именно знакомство поэта с этим рисунком во многом обусловил интерес поэта к наследию Рафаэля и присутствие образов «рафаэлевских ангелов» в его художественной системе. <...> Выдвигается гипотеза о возможном источнике рисунка Лермонтова «Младенец, тянущийся к Матери» (1829), подаренном поэтом своему отцу: вопреки распространенному мнению, что рисунок выполнен с гравюры, высказывается предположение, что он является точной копией фрагмента списка картины Рафаэля «Святое семейство Франциска I», выполненного вел. кн. <...> Lermontov’s poetry and Raphael Santi’s artistic heritage. <...> Lermontova which represents an angel from Raphael’s oil painting “Sistine Madonna”. <...> It is stated that the familiarity with the painting determined to a great extent the poet’s interest in Raphael’s heritage and the presence of images of “Raphaelesque angels” in his works. <...> Contrary to a popular belief that the painting was copied from an engraving, it is suggested that this is an exact copy of a fragment of the reproduction of Raphael’s painting “The Sacred Family of Francis I” done by the Grand Duchess Anna Pavlovna in 1816. <...> В поэзии и живописи частыми стали сравнения ребенка с ангелом или Младенцем Христом, матери – с Богородицей: 54 «Слияние красоты и благодати – вот идеал художника! <...> Великие живописцы поступали так: чтобы выразить идеал, носимый в душе, благодать Божественную чертами видимыми, они собирали по земле всё то, что есть чисто прекрасного, и чертами высшей земной красоты живописали благость <...>