Кормилов РОМАН О ПРЕХОДЯЩЕМ И ВЕЧНОМ Социально-историческое и общечеловеческое в «Герое нашего времени» Статья первая В первом русском социально-философском романе не ставятся конкретные общественно-исторические, а тем более политические проблемы (герой романа Печорин совершенно ими не интересуется), но убедительно показан нравственный упадок российского дворянского общества в 1830-е годы как следствие утраты им высоких идеалов, «прозаизации» жизни. <...> Вместе с тем причина страданий и ранней смерти Печорина – противоречие между его деятельной натурой и иллюзорной жизнью, «мечтой», которой он с юных лет подменил жизнь настоящую. <...> In the fi rst Russian social-philosophical novel neither particular social-historical, nor even political problems are discussed (the main character Pechorin is not interested in them at all), but the author clearly stresses moral decline of the Russian noble society in the 1830s as a result of their losing high ideals, the ‘down-to-earth approach’ of their lives. <...> At the same time the reason why Pechorin is suffering and dies early, is the confl ict between his active character and the illusory life, a ‘dream’, which he had been substituting for his real life ever since he was young. <...> В.В. Набоков, по сути повторяя раннюю критику романа как якобы подражательного и перечисляя европейских предшественников Лермонтова, заявлял: «Соотнесенность Печорина с конкретным временем и конкретным местом придает, конечно, своеобразие плоду, взращенному на другой почве, однако сомнительно, чтобы рассуждения о притеснении свободомыслия со стороны тиранического режима Николая I (1825–1855) помогли нам его распробовать». <...> Действительно, в «Герое нашего времени» много идей, но нет общественных «вопросов» в том смысле, какой придавали этому слову шестидесятники. <...> Чернышевский имел все основания сказать о Печорине: «Никакие общие вопросы его не занимают»2. <...> Однако ирония Набокова насчет притеснения свободомыслия неубедительна именно потому, что Печорин вовсе не <...>