Полякова* ОТ КАРСАВИНА К ВАНЕЕВУ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОВОРОТА В СССР В статье вводится понятие русского теологического поворота применительно к религиозно-философскому движению 1950–1960-х гг., а также рассматриваются его социокультурные характеристики на примере жизненного и философского пути Анатолия Ванеева, ученика русского религиозного философа Л.П. Карсавина. <...> Ваттимо: атеизм философов — следствие их личного консерватизма [Дж. <...> Согласно Ваттимо, после того как философия провозгласила невозможность создания метафизически привилегированной доктрины о мире, было бы логично отказаться от доктрины сциентистски ориентированного атеизма и включить в свое рассмотрение религиозные типы мировоззрения, уверенно присутствующие в современной постсекулярной культуре. <...> Эти мысли находятся в русле так называемого теологического поворота, который наметился в западной философии в 50-е гг. <...> ]). Примечательно, что в те же самые годы свой особый «теологический поворот» происходит в советском культурном пространстве. <...> В статье будет сделана попытка очертить некоторые социокультурные особенности этого первого в послевоенной советской культуре подъема интереса к религиозной мысли, а также ввести в поле философского обсуждения не утратившие актуальности темы теологического поворота 50–60-х гг. <...> Личный теологический поворот Ванеева, в соответствии с общей логикой русского теологического поворота 50–60-х гг., происходит как встреча двух русских миров: мира уходящей рафинированной христианской культуры Серебряного века и мира советской атеистической культуры. <...> Именно в таких местах и зарождается новое русское религиозное сознание, одним из апостолов которого стал Анатолий Анатольевич Ванеев, молодой учитель физики, пробудившийся к религиозной жизни и мысли в одном из сталинских лагерей в поселке Абезь Коми АССР. <...> В лагере Абезь в 1950 г. Ванеев знакомится с крупнейшим русским религиозным философом <...>