Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №2 2016

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕНИЯ О ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЯХ В АНТИЧНОСТИ: ДОАРИСТОТЕЛЕВСКИЙ ПЕРИОД (60,00 руб.)

0   0
Первый авторГагинский
Страниц14
ID390245
АннотацияВ статье показывается, что средневековое учение о трансценденталиях появляется под влиянием античной философии, в которой были подготовлены все необходимые предпосылки для этого. Отмечается влияние присутствующих в языке семантических связей на философию. В частности, обращение к индоевропейской этимологии показывает, что истина и благо восходят к одной основе, означающей бытие в широком смысле слова. Поэтому отнюдь не случайно, что понятия бытия, истины и блага играют особую роль у досократиков (Ксенофан, Парменида, Зенон Элейский, Гераклит, Горгий), сократиков (Евклид Мегарский) и особенно у Платона. Показывается, что ко времени Платона в греческой философии устоялось представление о скрытой гармонии бытия, единого и блага. В то же время отмечается, что на данном этапе речь еще не может идти о трансцендентальной парадигме в строгом смысле слова, оформившейся только в XIII в. Тем не менее автор стремится показать, что отдельные элементы этой доктрины были продуманы именно в античной философии.
Гагинский, А.М. ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕНИЯ О ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЯХ В АНТИЧНОСТИ: ДОАРИСТОТЕЛЕВСКИЙ ПЕРИОД / А.М. Гагинский // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2016 .— №2 .— С. 3-16 .— URL: https://rucont.ru/efd/390245 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гагинский* ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕНИЯ О ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЯХ В АНТИЧНОСТИ: ДОАРИСТОТЕЛЕВСКИЙ ПЕРИОД** В статье показывается, что средневековое учение о трансценденталиях появляется под влиянием античной философии, в которой были подготовлены все необходимые предпосылки для этого. <...> Отмечается влияние присутствующих в языке семантических связей на философию. <...> В частности, обращение к индоевропейской этимологии показывает, что истина и благо восходят к одной основе, означающей бытие в широком смысле слова. <...> Поэтому отнюдь не случайно, что понятия бытия, истины и блага играют особую роль у досократиков (Ксенофан, Парменида, Зенон Элейский, Гераклит, Горгий), сократиков (Евклид Мегарский) и особенно у Платона. <...> Показывается, что ко времени Платона в греческой философии устоялось представление о скрытой гармонии бытия, единого и блага. <...> В то же время отмечается, что на данном этапе речь еще не может идти о трансцендентальной парадигме в строгом смысле слова, оформившейся только в XIII в. <...> Тем не менее автор стремится показать, что отдельные элементы этой доктрины были продуманы именно в античной философии. <...> Background of the doctrine of transcendental in Antiquity: Pre-aristotelian period The paper shows that the medieval doctrine of the transcendentals appeared under the influence of ancient philosophy, which has been prepared all the necessary prerequisites for this. <...> Therefore, it is no accident that the concept of Being, Truth and Goodness play special role in the Presocratic (Xenophanes, Parmenides, Zeno of Elea, Heraclitus, Gorgias), Socratic (Euclid of Megara) and especially in Plato’s philosophy. <...> * Гагинский Алексей Михайлович — кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН, тел. <...> 3 Учение о трансценденталиях, именно как учение, как обоснованная доктрина, появилось в XIII в. <...> При этом понятие обратимости представляется как наиболее интересным, так и наиболее проблематичным с философской точки зрения. <...> Кроме того, средневековая доктрина трансценденталий обосновывалась в том числе и теологически2, тогда как сегодня это считается методологически 1 С точки зрения логики, совместимые понятия с равным <...>