26 МАШИНОСТРОЕНИЕ Машиностроение УДК 621.165 Модернизация турбины Т-250/300-23,5 А. Г. Костюк* Рассматривается целесообразность модернизации турбин Т-250/300-23,5, большинство которых (19 из 23) установлено в Московской энергосистеме. <...> Предлагаются два варианта модернизации турбин, основанные на опыте их многолетней эксплуатации и с учетом современных мировых тенденций. <...> В Московской энергосистеме в качестве основного и резервного топлива используется природный газ. <...> Благодаря сниженным эксплуатационным расходам и стоимости установленного киловатта для вновь создаваемых станций теплофикационные парогазовые установки с котлом-утилизатором (ПГУ-Т) более перспективны, чем паротурбинные теплофикационные блоки (ПТУ-Т). <...> В конденсационном режиме экономия топлива составляет порядка 20 — 30%, при теплофикационном — значения коэффициентов использования тепла топлива (КИТ) у сравниваемых установок примерно равны. <...> В годовом разрезе преимущество ПГУ-Т сохраняется и зависит от графика работы ТЭЦ: чем длительнее установки работают на конденсационном режиме, тем больше их преимущество перед ПТУ-Т. <...> При использовании теплофикационных блоков ПГУ на базе более экономичных газовых турбин экономия будет немного * KostyukAG@mpei.ru больше. <...> На выбор между ПГУ-Т и ПТУ-Т может влиять перспектива увеличения электрической мощности в Московской энергосистеме, поскольку вариант с ПГУ-Т взамен существующего с блоками Т-250/300 имеет существенно большее отношение электрической мощности к тепловой. <...> Разработка и освоение турбины Т-250/300-23,5 в СССР Исторический экскурс Теплофикационный блок СКД на базе турбины Т-250/300-23,5 Турбомоторного завода (ТМЗ) был из МАШИНОСТРОЕНИЕ готовлен и установлен на ТЭЦ-22 в 1971 г. Основной проблемой освоения турбины была недостаточная виброустойчивость валопровода, обнаружившая себя при первых пусках и нагружениях. <...> Она проявлялась в том, что при увеличении расхода пара до 70 — 80% от номинального возникала интенсивная <...>