ДЕЛЬВИГ, Антон Антонович [6(17).VIII.1798, Москва -- 14(26).I.1831, Петербург] -- поэт,
критик, журналист. Из старинного, но обедневшего рода обрусевших лифляндских баронов. Учился в
частном пансионе; в 1811 г. привезен в Петербург для поступления в открывающийся Царскосельский
лицей. На вступительном экзамене познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство вскоре переросло в
тесную дружбу. По воспоминаниям Пушкина, в лицее Д. развивался медленно, не отличаясь
способностями к наукам; однако леность и флегматичность сочетались у него с живостью ума и
воображения, независимостью поведения и рано пробудившейся любовью к поэзии. Д. увлекается Г. Р.
Державиным, хорошо знает изданное В. А. Жуковским в 1810--1811 гг. "Собрание русских
стихотворений..." под руководством лицейского профессора Н. Ф. Кошанского, читает Горация и с
помощью В. К. Кюхельбекера знакомится с немецкой поэзией XVIII в. (Ф. Шиллер, Ф. Г. Клопшток, Г.
А. Бюргер, Л.-Г. Гельти и др.). Особое внимание уделяет он, однако, изучению русской литературы; по
свидетельству директора лицея Е. А. Энгельгардта, знает ее лучше всех своих товарищей и
"воинствующе" отстаивает ее красоты. В лицее он начинает писать стихи и вскоре становится одним из
первых лицейских поэтов; в его стихотворениях "К Диону" (1814), "К Лилете" (1814), "К Дориде" (1815)
Пушкин находил "необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда
он изменял" (Пушкин А. С. О Дельвиге // Собр. соч.--М., 1962.-- Т. 7.-- С. 293). В 1814 г. Д. дебютирует в
печати патриотической одой "На взятие Парижа" и в 1814--1815 гг. систематически помещает стихи в
журналах "Вестник Европы" и "Российский музеум".
Окончив в 1817 г. лицей (Д. принадлежит ставшая лицейским гимном "Прощальная песнь
воспитанников Царскосельского лицея", 1817), Д. служит в разных ведомствах, а с 1820 г.-- помощником
библиотекаря в Публичной библиотеке под начальством И. А. Крылова, но основное время отдает
литературным занятиям. Он входит в поэтическую группу, сложившуюся вокруг Пушкина
(Кюхельбекер, Д., Е. А. Баратынский, ставший близким другом Д.). Д. был первым, кто еще в лицее
объявил Пушкина поэтическим наследником Державина и главой нового поэтического движения ("На
смерть Державина", 1816; "К А. С. Пушкину", 1816 или 1817). Группа, обозначившая себя как "союз
поэтов", провозгласила дух поэтической независимости, дружеского единения, наслаждения радостями
жизни; в лирике Д. звучат мотивы и политического и религиозного вольномыслия; его стихотворение
"Поэт" (1820) стало декларацией свободы и высокого предназначения поэта. Д. посещает и литературнополитические
кружки, куда входили будущие декабристы: "Священную артель" А. Н. Муравьева и И.
Бурцова, "Зеленую лампу". Он сближается с Ф. Н. Глинкой, А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым, которого
рекомендует в члены петербургского Вольного общества любителей российской словесности; принимает
участие в декабристском альманахе "Полярная звезда". Однако идеи декабристской революционности
ему чужды; впоследствии он осудил восстание 14 декабря.
В 20 гг. Д. окончательно формируется как поэт по преимуществу лирический. Он пишет
романсы, элегии, антологические стихи, одним из первых в XIX в. обращается к форме сонета. Но
основные его жанры -- идиллия и "русская песня". В традиционный жанр идиллии, излюбленный
поэтами-сентименталистами, Д. вкладывает новое содержание. Он пытается воссоздать мир чувств и
мыслей человека античной древности, духовно и физически гармоничного и естественного в
проявлениях любви, дружбы, в радостном приятии жизни, в горе и в смерти. Этот идеал прекрасного
человека органически связан и с областью искусства; в идиллии "Изобретение ваяния" (1829) Д.
показывает, как в его мире органически рождается художественное творчество. Сам Д. был тесно связан
с русской художественной средой (Пушкин называл его "художников друг и советник") и пытался
перенести в свои стихи принципы скульптурной пластичности и гармонии. Изображая античный мир, Д.
постоянно прибегает к русским вариантам античного стиха: к гекзаметру, элегическому дистиху, к
восходящим к античности сложным строфическим формам. Пушкин считал идиллии Д. образцовым
воплощением духа древней поэзии: "Идиллии Дельвига для меня удивительны. Какую силу воображения
должно иметь, дабы так совершенно перенестись из 19 столетия в золотой век, и какое необыкновенное
чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие
переводы, эту роскошь, эту негу, это прелесть, более отрицательную, чем положительную, которая не
допускает ничего напряженного в чувствах; тонкого, запутанного в мыслях; лишнего, неестественного в
описаниях!" (Пушкин А. С. Собр. соч.--М., 1962.-- Т. 6,-- С. 23--24). Другим характерным для Д. жанром,
были "русские песни", которые он писал по образцам подлинных песен, также стремясь проникнуть в их
духовный и художественный мир. Песни Д. высоко оценивались Пушкиным и декабристской критикой
(А. А. Бестужев), приветствовавшей это обращение к национальной поэтической традиции. Среди
русских поэтов Д. был одним из лучших знатоков и литературных интерпретаторов народной
лирической песни. Он сумел почувствовать и передать многие особенности ее построения, атмосферы,
поэтической символики (см.: "Русская песня" ("Как за реченькой слободушка стоит") (1829), хотя сделал
ее излишне "литературной", приблизив к романсу. На многие стихотворения Д. написана музыка; песни
Стр.1