ИСТОРИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ЦИТАТ Бывшее сделать небывшим, или Парадоксы всемогущества ´А может ли Бог бывшее сделать небывшим?ª с таков один из парадоксов о всемогуществе Божием. <...> Это положение мы находим уже в элегиях Феогнида (VI в. до н.э.) <...> . Аристотель цитировал изречение афинского драматургатрагика Агафона (V в. до н.э.) <...> Детальный перечень невозможного для богов представил Плиний Старший, римский ученый-энциклопедист I в. н.э. <...> : «Для человека немалое утешение видеть, что бог не все может: так, он не может покончить с собой, когда ему захочется, что является наибольшим благом в нашем положении; не может сделать смертных бессмертными; не может воскресить мертвого; не может сделать жившего нежившим, а того, кому воздавались почести, не получавшим их, – так как он не имеет никакой иной власти над прошлым, кроме забвения». <...> И, конечно, даже боги не могут нарушить законы логики и математики: «Бог не может сделать, чтобы дважды десять не было двадцатью». <...> ) Для христианских мыслителей это было не столь очевидно. <...> Итальянский кардинал XI века Петр Дамиани в трактате «О божественном всемогуществе» заявил: «Бог <.> может сделать бывшее небывшим». <...> Петр Дамиани возражал Иерониму Стридонскому, одному ет силы увенчать падшую» («Письмо к Фурии о хранении вдовства», 394 г.). рые избрала его премудрость» («Опыты теодицеи» (1710), I, 28). <...> И все же некоторые позднейшие мыслители, в том числе Кьеркегор и Лев Шестов, вернулись к тезису Петра Дамиани: законы нашей логики Богу не писаны, иначе вера как таковая теряет смысл. <...> Всякая молитва сводится на следующую: “Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре! <...> Бог не может изменить прошлое, но историки могут Петр Дамиани, напротив, писал: «Признаю и, не боясь никаких возражений насмешливых спорщиков, утверждаю без колебаний: может всемогущий Бог всякой многобрачной вернуть девственность, восстановить в самом ее теле знак невинности, с которым <...>