СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ УДК 339.1:637:303 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА РЫНКА МОЛОКА Наталья Юрьевна Полунина, аспирант отдела маркетинга и рыночных отношений Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации Целью исследования является разработка теоретико-методического подхода к проведению мониторинга рынка молока, объект исследования – рынок молока России и ЦЧР. <...> Для достижения поставленной цели использованы экономико-статистический, аналитический, абстрактно-логический методы и метод системного анализа. <...> Обоснована необходимость проведения мониторинга рынка молока как инструмента принятия управленческих решений на основе систематических и регулярных конъюнктурных исследований. <...> В процессе обобщения различных трактовок категории «мониторинг» автор приходит к выводу, что мониторинг рынка молока представляет собой систему мероприятий, позволяющих непрерывно следить за рыночной конъюнктурой, регистрировать ее важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия различных процессов и факторов на характеристики рынка. <...> В ходе исследования определены факторы, влияющие на результативность рыночного механизма, обозначены принципы, методы, основные показатели и этапы проведения мониторинга рынка молока. <...> Представлены результаты анализа и выявлены тенденции развития российского рынка молока, и в частности Центрально-Черноземного района. <...> Показано современное состояние рынка молока, характеризующееся явными противоречиями. <...> Представленный в работе теоретико-методический подход позволяет при проведении мониторинга выявить тенденции и проблемы на рынке, на основе чего разработать рекомендации по совершенствованию рыночного механизма. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рынок молока, мониторинг, принципы мониторинга рынка, методы <...>