СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ УДК 304.2 ДВОРЯНСКИЕ ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ (ТИП УПРАВЛЯЮЩЕГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. <...> ЧЕХОВА) Вера Николаевна Гущина, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии факультета философии и психологии Воронежский государственный университет В статье, на материале творчества А.П. Чехова, рассматриваются особенности дворянского менеджмента, выясняется его связь с особенностями российской культурной парадигмы, черты которой, идентифицированные С.Н. Булгаковым, помешали успешной экономической модернизации дворянскопомещичьих хозяйств во второй половине XIX в.; прослеживается связь с современной культурой. <...> Из российских писателей наиболее объективным, неангажированным взглядом отличался А.П. Чехов, который не принадлежал ни к одному из «направлений», разделявших современную ему интеллигенцию на противоборствующие лагеря. <...> Большинство из них не только не были способны на это, но и всячески избегали выпавшей на их долю ответственности, «побросали хозяйства и убежали на службу» [15, c. <...> Череда примеров дворянского «оскудения», ставшего результатом их полной неспособности к хозяйственной деятельности, изображена в цикле одноименных очерков современника чеховских героев С.Н. Терпигорева. <...> – № 3 (38) СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ шений в среде российского дворянства второй половины XIX в. отмечают множество причин ухода глав дворянских семейств от хозяйственных обязанностей: неудачное переустройство имения, проигрыши в карты, растрата на любовниц выкупных облигаций, обман со стороны управляющего, за которым никто никогда не следил, пристрастие к алкоголю, увлечение искусствами и т.д. <...> Социальное в чистом виде никогда не являлось самоцелью изображения и объектом анализа писателя, т. к. он всегда был принципиальным и последовательным противником присутствия «предлинновенных словоизвержений политико-социально-экономического свойства» в художественных <...>