№2 (69) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2016 Из истории науки УДК 101.1 DOI: 10.15372/PS20160210 Е.В. Афонасин Институт философии и права СО РАН, г. Новосибирск Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск afonasin@post.nsu.ru ИЗ ИСТОРИИ АНТИЧНОЙМЕТЕОРОЛОГИИ: ВЕТЕР В первой статье из цикла работ по истории метеорологии в древности (Философия науки, 2016, № 1 (68), с. <...> 101–120) были рассмотрены методология и содержание трактата Псевдо-Теофраста О приметах погоды, а также впервые на русский язык переведен трактат Аристотелевского корпусаО направлениях и названиях ветров. <...> В данной статье на материале Метеорологии Аристотеля, сирийско-арабской Метеорологии Теофраста и пятой книги Естественнонаучных вопросов Сенеки разбираются античные теории, объясняющие возникновение и развитие ветров и ураганов. <...> Afonasin Novosibirsk State University, Institute of Philosophy and Law, Novosibirsk, Russia afonasin@post.nsu.ru FROM THE HISTORY OF ANTIQUE METEOROLOGY: THE WIND In the first article of a series of studies dedicated to ancient meteorology (Filosofiya nauki, 68 [2016], pp. <...> In this article, based on Aristotle’s Meteorology, the Meteorology of Theophrastus in Syriac and Arabic Translation and Seneca's Naturales Questiones, I approach various theories, designed in Antiquity for explanation of the origin and development of winds and hurricanes. <...> Афонасин Е.В., 2016 120 Е.В. Афонасин Античные авторы охотно искали причины природных явлений, сохраняя альтернативные объяснения. <...> По крайней мере со времен Теофраста это стало частью метода, причем не только из историографических соображений, ведь при прочих равных условиях всегда оставалась вероятность, что в альтернативном объяснении есть доля истины. <...> Этот аргумент хорошо сформулировал Эпикур в Письме Пифоклу (Диоген Лаэртий 10.86 сл.), отметив, что в отличие от физики такие науки, как метеорология, не подчиняются одной ясно изложенной теории и допускают сосуществование многих причин и, соответственно, объяснений природных явлений, лишь бы каждое из этих объяснений не противоречило наблюдаемым явлениям. <...> Причем небесные явления раскрываются перед нами только через наблюдения явлений земных <...>