Иммануил Кант Воспитание — одна из основных категорий педагогики. <...> На протяжении более чем двадцати столетий (от эпохи Платона до наших дней) эту категорию активно используют в большинстве человековедческих наук, давая ей различные содержательные трактовки. <...> Воспитание: категория и реальность Многие исследователи, используя понятие воспитания, имеют в виду различные по объёму и во многом по содержанию явления, а именно: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом (то есть фактически воспитание отождествляется с социализацией); воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое семьёй и системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей, подростков, юношей и девушек определённых качеств, взглядов, убеждений. <...> Дюркгейм дал в своё время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а многими и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. <...> Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребёнка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые «Социальная педагогика» 1-2/2016 85 требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он в частности принадлежит». <...> В последние десятилетия подход к воспитанию и, соответственно, определение его как педагогического понятия существенно изменились. <...> Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе. <...> Так, уже в американском «Кратком педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 году, воспитание (education) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек <...>