150 Высшее образование в России • № 5, 2016 КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЗНЕЦОВА Екатерина Михайловна – канд. пед. наук, Docteur Sciences de l’Education, и.о. зав. кафедрой романских языков, Национальный исследовательский Томский госу дарственный университет. <...> В статье анализируется новый федеральный государственный обра зовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) в сопоставлении с предыду щим федеральным государственным образовательным стандартом третьего поко ления (ФГОС3 ВПО). <...> Особое внимание при анализе уделяется проблемам оформле ния стандартов и формулированию конкретных компетенций, которые порождают множество возможных трактовок при разработке в университетах основных образо вательных программ и других документов. <...> Выявлено, что в ФГОС ВО отсутствует четкое определение понятия «компетенция» и обоснование формирования конкрет ных перечней компетенций. <...> В новом стандарте не учтен опыт реализации междуна родного проекта TUNING в России, ориентированного на реализацию компетентно стного подхода в национальных системах высшего образования. <...> Решение выявленных проблем автор видит в приглашении работодателей, выпускников и работников уни верситетов к экспертизе стандартов высшего образования. <...> Однако в настоящее вре мя выявленные в ходе анализа проблемы, которые перешли в новый стандарт из ФГОС 3 ВПО, не позволяют признать ФГОС ВО эффективным инструментом реализации компетентностного подхода. <...> Ключевые слова: реформирование образования, компетентностный подход, ком петенции, федеральные государственные образовательные стандарты Для цитирования: Кузнецова Е.М. <...> Компетентностноориентированные образова тельные стандарты: проблемы реализации // Высшее образование в России. <...> Российская система высшего образо вания, важным шагом в реформировании которой стало принятие в 2009–2010 гг. компетентностноориентированного <...>