Лапшина, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mаil: lapgal@pochta.ru «И МЕЖДУ ТЕМ Я… <...> ЛИТЕРАТОР»1 (в связи с одним прошедшим юбилеем одного пошехонского литератора) Статья ставит целью вернуть интерес к творчеству М.Е. СалтыковаЩедрина, к мощному созидательному началу его сатиры. <...> В ее основе лежат высокие идеалы, которые выводят творчество Щедрина за узкие рамки сатиры и придают ей широкое публицистическое звучание. <...> Это дает возможность называть его «литератором» в том всеобъемлющем смысле, какой вкладывали в это слово современники Салтыкова-Щедрина и он сам. <...> In its basics lie the high ideals, which extend the works of Schedrin beyond the narrow scope of satire and give them the wide social perception. <...> This fact allows naming Schedrin a “literary man” in that comprehensive meaning, which was put in these words by Schedrin and his contemporaries. <...> Нельзя сказать, что в России позапрошлого века вовсе не было слова журналист как понятия, обозначающего не только оплачиваемую профессию, но и столь же высокодуховное, отмеченное особым творческим талантом явление, как и писатель. <...> Ярче всего об этом в свое время сказал, пожалуй, Белинский в очерке «Николай Алексеевич Полевой», подчеркнув в качестве главного составляющего такого понимания журналиста — данное от природы призвание, а не расчет2. <...> И все же наиболее типично для отече1 Салтыков-Щедрин М.Е. <...> Так писал Салтыков-Щедрин в незавершенной статье 1879 г., начинавшейся словами: «Говоря по правде, положение русского литератора нельзя назвать ни блестящим, ни даже благоприятным. <...> Напротив того, это одна из самых непрочных, воздушных и низменных профессий, какие только существуют на свете <…> русский литератор как будто тем одним озабочен, как бы остаться в живых, а затем уж и тем, как бы, между страхами, что-нибудь шепнуть. <...> 13 ственной культуры этих лет широкое понятие литератор, оно есть и в упомянутой статье <...>