№ 5 С.В. Свиридов ТРИ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСЕННОСТИ Авторская песенность – это бардовская песня, рок-песня и подобные им художественные формы, вместе составляющие единый феномен «песенной литературы» в русском искусстве ХХ в. <...> В статье рассматриваются сложившиеся исследовательские подходы к авторской песенности, ставится вопрос об их эффективности, репрезентативности предлагаемых ими моделей предмета, о перспективах изучения авторской песенности. <...> Авторская песенность является искусством двойной функции – в системе культуры она присутствует как литература и как музыка. <...> Нередко также происходит диффузия языка описаний и языка самоописаний. <...> Исследователи традиций авторской песенности часто оказываются под обаянием их самохарактеристик и помогают им вырабатывать подобие наукообразного канона. <...> В этом смысле исследовательские концепции «песенной литературы» сами по себе уже требуют критического рассмотрения и обобщения. <...> Сегодня в науке и критике есть три модели авторской песенности, развитые настолько, что мы можем судить об их достижениях и ограничениях. <...> Филологическое описание характеризуется тезисом «авторская песенность есть литература». <...> Все аспекты, кроме литературного, эта модель выводит за рамки системы. <...> Существенную роль в формировании филологической модели сыграла система ценностей отечественного университетского литературоведения и интеллигентского сознания 1980-х гг., с его известным «литературоцентризмом». <...> Советская и постсоветская филологическая культура расценивала сведение бардовской песни к ее литературности как благо, этим актом она стремилась «легитимировать» предмет, отвести от него идеологические и эстетические подозрения косной публики и интеллектуального истеблишмента – ввести бардовскую песню в литературную конвенцию, «проголосовав» за это авторитетом науки. <...> В этом аспекте (и только в этом) филологическое описание песенности функционирует <...>