: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖИВОПИСЦА ПО ЧАСТНОМУ ЗАКАЗУ В статье рассматривается социальный тип «малого мастера» 1790-х — 1820-х гг. на примере Ивана Смирновского, Василия Истомина, Ивана Еремеевича Яковлева, Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного. <...> Портреты, иконы и другие произведения этих художников пользовались определенным успехом у современников. <...> Отдельные сохранившиеся произведения этих мастеров отличаются своеобразием художественного языка и высоким уровнем исполнения. <...> Ключевые слова: русская портретная живопись, частный заказ, художественная среда, городской художник, атрибуция. <...> Изучение корпуса работ «малых» мастеров позволяет составить представление о добротном станковом произведении той эпохи, о том «среднем» уровне, который стал почвой для формирования мастеров русского портрета Евсеева Екатерина Дмитриевна, тел. <...> Как правило, художники «второго ряда» принадлежали к свободным сословиям и занимались живописью профессионально или полупрофессионально. <...> Большинство мастеров этого круга были так или иначе связаны с Академией художеств. <...> Среди них были и ученики Академии, и сторонние художники, которые могли получать академические звания, выставлять свои картины на академических выставках. <...> В их число обычно не попадали пенсионеры Академии художеств, совершенствовавшие свое мастерство в Италии, а также придворные живописцы. <...> Заказчиками художников «второго ряда» выступали в основном частные лица (дворяне, купцы), а также государственные учреждения, для украшения интерьеров которых требовались портреты царственных особ и высокопоставленных чиновников, а также Церковь. <...> К числу ярких представителей этого круга можно отнести Василия Истомина, Ивана Смирновского, Ивана Еремеевича Яковлева и Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного. <...> До нас дошла лишь некоторая часть созданных ими работ, но и сохранившиеся произведения этих художников не все введены в научный оборот. <...> На1 См <...>