№ 5 Е.В. Волженина (аспирантка кафедры истории России XIX — начала XX в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ЭЛЕМЕНТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСТУПЛЕНИЯХ РОССИЙСКИХ КУБОФУТУРИСТОВ В статье анализируются выступления российских футуристов группы «Гилея» как один из ранних феноменов массовой культуры. <...> Показано, как в ходе публичных выступлений футуристы реализовывали новую стратегию творческого поведения, включавшую эпатаж в различных формах, ориентацию на развлекательность и рекламирование собственной продукции. <...> * * * Появление феномена массовой культуры и соответствующего термина (в современном значении) традиционно связывают с культурным пространством середины — второй половины ХХ в. <...> В рамках западноевропейской культуры о данном феномене можно говорить уже в применении к эпохе Модерна. <...> На русской почве первым литературным направлением, стремившимся совместить в себе признаки элитарной (направленность на свободу творческого эксперимента, критическое отношение к традиционным канонам в искусстве и нормам как таковым, поиск новых смыслов и образов и т.д.) и массовой (коммерческий характер, большая роль развлекательной функции, направленность на удовлетворение потребностей широкой публики, на создание сценических образов — имиджей) культуры, был символизм. <...> Однако наиболее полное выражение данная тенденция получила в творческой деятельности «наследников» символистов — футуристов. <...> Российские футуристы, в первую очередь кубофутуристы, объединившиеся в группу «Гилея» (1910 г.), уделяли огромное внимание вопросам рекламы и популяризации своего творчества. <...> Причем «гилейцы» не стали ограничиваться отдельными эпатирующими жестами, а создали сложный проект, участники которого искали для искусства новое место в жизни и создателей, и потребителей культуры. <...> Тема «кубофутуристы и массовая культура» является в литературе достаточно новой. <...> В исследовании И.Ю. Иванюшиной «Русский <...>