Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 8. История.  / №5 2012

Издание печатной Кормчей (1653) и "византизм" в русской государственности (60,00 руб.)

0   0
Первый авторБелякова
Страниц17
ID378437
АннотацияРассмотрено значение издания в 1653 г. Кормчей. Сам факт издания сборников церковных и государственных законов и вводная статья Кормчей способствовали росту международного престижа России, а включенные в Кормчую византийские законы использовались для укрепления государственности.
УДК34(091)
Белякова, Е.В. Издание печатной Кормчей (1653) и "византизм" в русской государственности / Е.В. Белякова // Вестник Московского университета. Серия 8. История. .— 2012 .— №5 .— С. 34-50 .— URL: https://rucont.ru/efd/378437 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 Е.В. Белякова (кандидат ист. наук, доцент кафедры истории церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ИЗДАНИЕ ПЕЧАТНОЙ КОРМЧЕЙ (1653 г.) И «ВИЗАНТИЗМ» В РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В статье рассмотрено значение издания Кормчей в 1653 г. Сам факт издания и вводная статья способствовали росту международного престижа России, а включенные в Кормчую византийские законы использовались для укрепления государственности. <...> * * * Термин «византизм», или «византинизм», в XIX в. имел скорее негативный оттенок. <...> Употребляя термин «византинизм» историки пытались сформулировать особенности византийской цивилизации, ее отличительные черты2. <...> Современные исследователи ставят также проблему трансформации и переосмысления византийских моделей при их переносе в другую культуру3. <...> К.В. Хвостова понимает под византинизмами «те проявления византийской цивилизации, которые оказали влияние на культуру других православных народов» (Хвостова К.В. <...> Царь и патриарх (Византийская модель и ее русское переосмысление). <...> Что касается традиции государственности, то здесь византийская модель усваивалась значительно слабее по сравнению с южными славянами — болгарами, сербами, стремившимися воспроизвести византийские модели хотя бы на уровне титулатуры правителей и церковных структур5. <...> Наиболее сложной оказывается ситуация в области права: если основное собрание церковных канонов — Номоканон — был переведен, как утверждает житийная традиция и как считают современные исследователи, уже св. <...> Мефодием6, то ни Corpus iuris civilis, ни Базилики — основные собрания законов — не стали достоянием славянской письменности. <...> Особое место среди них заняла Эклога — памятник иконоборческого законодательства. <...> Византия и Московская Русь // История Церкви и восточно-христианская мистика. <...> Византийские иконы VI — первой половины XIII века в России. <...> «Номоканон» Мефодия в Моравии и на Руси // Великая Моравия и ее историческое и культурное значение <...>

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.