№ 2 М.А. Графова (соискатель кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ИКОНОГРАФИЯ СИЛ НЕБЕСНЫХ В РАННЕХРИСТИАНСКОМ И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ В статье анализируется традиция изображения неантропоморфных ангельских чинов (херувимов, серафимов, престолов и апокалиптических существ) в раннехристианском и раннесредневековом искусстве. <...> На широком источниковом материале с привлечением богословского контекста прослеживаются причинно-следственные связи преобладания тех или иных типов изображения в разных регионах христианского мира. <...> Ключевые слова: ангельские чины, раннее христианство, искусство раннего Средневековья, монументальная декорация, книжная иллюстрация, богословие. <...> * * * В статье пойдет речь о традиции изображения неантропоморфных ангельских чинов в искусстве V—X вв. <...> Отправной точкой для этого исследования послужила декорация апсиды церкви Санта-Мария Антиква на Римском форуме (рис. <...> . Спасителя фланкируют два неантропоморфных ангельских существа: четвероликих (т.е. тетраморфных, все головки с нимбами), шестикрылых, концы нижней пары крыл объяты языками пламени1. <...> Die rцmischen Mosaiken und Malereien der kirchl. <...> Реконструкция фрески в апсиде церкви Санта-Мария Антиква (De Grueneisen W. <...> 173) изображения ангельских чинов принадлежит существам из апсиды Санта-Мария Антиква? <...> С ними обычно отождествляются существа, явившиеся пророку Иезекиилю на реке Ховар. <...> В Книге пророка Исайи наименование «серафим» применено к окружающим Престол Господа существам, у которых по шесть крыл: с помощью двух они летают, двумя закрывают 149 лицо, а двумя — ноги. <...> Существа в апсиде Санта-Мария Антиква, однако, не похожи буквально ни на одно из вышеприведенных. <...> Больше всего они напоминают херувимов из видения Иезекииля: четыре лика, усыпанные очами крылья, из-под нижней пары которых видны человеческие ноги, под ними — огонь. <...> Однако пар крыльев у них не две, а три, как у серафимов Исайи. <...> Для начала <...>