№ 1 А.О. Ульянова (аспирантка кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ПРАВОВАЯ АВТОНОМИЯ БОЛГАРСКОЙ, РУССКОЙ, МОЛДАВСКОЙ И ВАЛАШСКОЙ ЦЕРКВЕЙ В КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМ ПАТРИАРХАТЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА В статье анализируются канонические определения понятия автономия и исторические прецеденты появления автономных церквей в Константинопольском патриархате в Средние века. <...> Автор выявляет основные факторы, влиявшие на признание автономных прав за церквями славянских государств и дальнейшую возможность их эволюции в автокефальные права. <...> * * * Понятие церковной автономии, представляя собой одну из форм церковного самоуправления, неразрывно связано с представлением о единстве Церкви, поддерживаемом таинством Евхаристии. <...> В форме автономии выражается зависимость дочерней церкви от церкви-матери посредством необходимости утверждения избрания предстоятеля нижестоящей церкви. <...> Автономная церковь имеет относительную независимость в вопросах внутреннего управления. <...> Главы автономных церквей избираются на поместных соборах с последующим утверждением их патриархами автокефальных церквей. <...> Автономная церковь при условии политического усиления государства, на территории которого она располагается, имеет тенденцию к переходу в церковь автокефальную. <...> Примечательно, что именно в рамках Константинопольского патриархата сложилась исключительная по своей сути и многообразию система независимых церквей. <...> Объясняется это тем, что византийская модель, в отличие от католической (базирующейся на принципе апостольского преемства), построена на основе соответствия церковного положения гражданскому. <...> Необходимо отметить, что термин «автономия» появился достаточно поздно и прямых его упоминаний ни в канонах вселенских соборов, ни в толкованиях к ним (в отличие от термина «автокефалия»3) нет. <...> С этой точки зрения наше внимание будет в основном обращено на новообразованные <...>