Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №6 2014

Был ли Дэвид Юм скептиком? (60,00 руб.)

0   0
Первый авторВасильев
Страниц16
ID378268
АннотацияВ статье выдвигаются аргументы против общепринятого представления о том, что Д. Юм считал невозможным теоретическое опровержение скептицизма и, соответственно, что он сам был скептиком. Автор пытается показать, что Юм верил в возможность разрешения когнитивных противоречий и что в течение всей своей жизни он стремился так или иначе избежать крайнего скептицизма. Кроме того, рассматривается одобряемый Юмом "умеренный скептицизм" и кратко обсуждаются некоторые аспекты его позитивной методологии.
УДК1(100)(091)
Васильев, В.В. Был ли Дэвид Юм скептиком? / В.В. Васильев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2014 .— №6 .— С. 3-18 .— URL: https://rucont.ru/efd/378268 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Юм считал невозможным теоретическое опровержение скептицизма и, соответственно, что он сам был скептиком. <...> Автор пытается показать, что Юм верил в возможность разрешения когнитивных противоречий и что в течение всей свой жизни он стремился так или иначе избежать крайнего скептицизма. <...> Кроме того, рассматривается одобряемый Юмом «умеренный скептицизм» и кратко обсуждаются некоторые аспекты его позитивной методологии. <...> Hume found it impossible to disprove skepticism theoretically, and, accordingly, that he was a true skeptic. <...> The author tries to show that Hume believed in the possibility of resolving cognitive contradictions, and that during all of his life he sought in any case to avoid real skepticism. <...> Besides the author considers the “mitigated skepticism”, which Hume approved, and briefly discusses some aspects of his positive methodology. <...> Дэвид Юм — сложный автор, и неудивительно, что его сочинения порождают самые разные интерпретации. <...> В самом деле, ответ на вопрос о скептицизме Юма кажется предрешенным. <...> Ведь он сам говорит, что его философия является скептической [см. например: Д. <...> Конечно, Юм не поддерживал крайний скептицизм, приводящий к полной остановке практической деятельности, но может создаться впечатление, будто он считал, что единственным противоядием от него являются наши природные инстинкты, что, однако, вполне соответствует образу мысли скептиков. <...> Скептицизм, стало быть, предполагает, что человеческий разум запутывается в неразрешимых противоречиях при рассмотрении широкого круга проблем. <...> Подобная трактовка тоже укоренена в традиции — она восходит к Пиррону и Аркесилаю2, ее разделяли Кант и Гегель, и она, как мы увидим, согласуется с юмовским пониманием скептицизма. <...> Скептические сюжеты сконцентрированы в заключительной части первой книги. <...> 4 людей в существование независимых от них пространственных объектов и их убеждением в существовании пространственных данностей только в человеческом сознании. <...> Эти и сходные рассуждения приводят Юма к скептической меланхолии: кажется, будто знание лишено какой-либо достоверности. <...> Природные инстинкты напоминают о себе и возвращают <...>