Давыденков* ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АНАЛОГИЯ В ТРИНИТАРНОМ БОГОСЛОВИИ АРАБО-ХРИСТИАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ IX–XIII вв. <...> В статье на примере использования так называемой интеллектуальной аналогии в тринитарном учении арабоязычных христиан-яковитов IX– XIII вв. прослеживается влияние античной философии на развитие яковитского учения о разуме. <...> Также ставится вопрос о возможном влиянии этого учения на православную арабо-христианскую (мелькитскую) традицию. <...> В «Богословско-историческом трактате о христианских толках» мелькитского писателя ‘Афифа ибн аш-шейха аль-Макина альМу‘аммаля1 содержится один заслуживающий внимания фрагмент, в котором этот арабохристианский православный автор, пытаясь объяснить, почему из Лиц Троицы воплотился именно Сын, использует так называемую интеллектуальную аналогию, согласно которой Бог рассматривается как абсолютный Разум (Ум) (араб. ‘aql; лат. intellectus), который также есть и Разумеющий (араб. ‘aqil; лат. intelligens) Свою сущность и Уразумеваемый (араб. ma‘qul; лат. intellectus/intelligibilis) через Свою сущность: * Давыденков Олег Викторович — кандидат философских наук, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и Восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, тел. <...> 81 «Различие между Отцом и Святым Духом, [с одной стороны], и Сыном, [с другой], состоит в невозможности [ипостасного] соединения для Отца и Духа и в его возможности для Сына. <...> Оно подобно различию между абсолютным разумом и уразумеваемым посредством абсолютного разума и разумеющим посредством абсолютного разума. <...> Поэтому и для Сына, [тринитарное] положение которого соответствует положению абсолютного разума, возможно такое соединение. <...> Таким образом, становится ясно различие между невозможностью воплощения для Отца и Духа и его возможностью для Сына» [‘Afif Ibn aš-Šayт al-Makin Ibn Mu‘ammal, 1923, р. <...> Во-первых, интеллектуальная аналогия была совершенно нехарактерна для древней мелькитской <...>