Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
0   0
Первый авторПеченкин
Страниц13
ID378216
АннотацияПредставлен анализ книги Г. Стаппа "Сознание, материя и квантовая механика". В книге рассматривается квантово-теоретический подход к психо-физической проблеме. Автор исходит из той трактовки психологии, которую выдвигал У. Джемс и из интерпретации квантовой механики В. Гейзенберга.
УДК1
Печенкин, А.А. Квантовая онтология / А.А. Печенкин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2013 .— №4 .— С. 15-27 .— URL: https://rucont.ru/efd/378216 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Печенкин* КВАНТОВАЯ ОНТОЛОГИЯ (комментарии к книге Г. Стаппа «Сознание, материя и квантовая механика»)** Обзор издававшейся трижды книги (1993, 2003, 2009 гг.) по философии квантовой механики. <...> В ней рассматривается квантово-теоретический подход к психо-физической проблеме. <...> Автор исходит из той трактовки психологии, которую выдвигал У. <...> Stapp’s book “Mind, matter and quantum mechanics”) This is a review of a book on quantum mechanics philosophy. <...> The author considers the quantum approach to mind-body problem. <...> He proceeds from James’ philosophy of psychology and Heisenberg’s interpretation of quantum mechanics. <...> С одной стороны, эта книга — новое слово в философии квантовой механики, подробная квантовая трактовка психофизической проблемы, с другой — это квантовая метафизика и даже «квантовый мистицизм». <...> Г. Стапп строит свою философию квантовой механики исходя из идей У. <...> У Джемса Стапп берет ту философию сознания, которая позволяет ему трактовать мозг как ∗ Печенкин Александр Александрович — доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> У Гейзенберга Стапп берет его философию квантовой механики. <...> Эта философия дополняет философскую психологию Джемса, составляет своего рода мост, позволяющий перейти от идей Джемса к тому абрису квантово-механического моделирования сознания, к которому приходит Стапп. <...> Это значит, что он следует Джемсу при освещении теории сознания, а у Гейзенберга находит основы для физической трактовки мозговой деятельности. <...> Джемс, в отличие от другого классика американского прагматизма Дж. <...> «Духовное мое» — это «целая совокупность состояний сознания, моих душевных способностей и наклонностей, взятых конкретно» [там же, с. <...> И в другой книге: «Это факт, что каждый из нас в бодрственном состоянии (а часто и во сне) постоянно переживает те или другие состояния сознания» [У. <...> Интроспекция исчерпывает то, что мы можем знать о сознании, и то, что оно представляет собой на самом деле. <...> 16 Джемс пишет об устойчивых и переходных состояниях <...>