Летов * ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ ОБЪЕКТИВНОСТИ: ОТ ПОСТПОЗИТИВИЗМА К СОЦИАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ НАУКИ И ТЕХНИКИ В статье рассматривается проблема научной объективности как соотнесенности знания с реальностью в рамах таких направлений в западной философии науки, как постпозитивизм и социальные исследования науки и техники (STS). <...> Выявляется трактовка этой проблемы в концепции «личностного знания» М Полани. <...> Подчеркивается, что современная эпистемология едва ли будет полной вне учета личностного фактора в научном познании. <...> Латура о единстве субъекта и объекта познания. <...> Делается вывод, что как постпозитивисты, так и представители STS внесли определенный вклад в развитие так называемой постнеклассической картины мира. <...> Ключевые слова: проблема научной объективности, постпозитивизм, социальные исследования науки и техники, концепция «личностного знания». <...> Объективность научного знания — это соотнесенность знания с реальностью, его соответствие этой реальности, истинность и содержательность таких форм знания, как теории, гипотезы, законы и т.п. <...> Объективность научного познания состоит в том, что в нем присутствуют такие моменты, которые не зависят от субъективных факторов. <...> ХХ в. в философии и методологии науки произошли существенные изменения: доминирующее влияние логического позитивизма в области методологии науки к этому периоду было значительно «поколеблено» представителями нового поколения философов науки — М. <...> Отдельные положения неопозитивизма были подвергнуты критике в англоамериканской философии К. <...> . Но Поппер не сумел до конца выйти за рамки неопозитивизма. <...> Всесторонняя критика неопозитивистской программы исследования научного знания была осуществлена рядом представителей англо-американской методологии и истории науки в 50— 70-е гг. <...> Полани, в которых обосновывалось то, что, поскольку знание определяется субъективным элементом, оно не может быть полностью исследовано по типу природного <...>