Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №1 2011

Персоналистический платонизм о. Павла Флоренского (60,00 руб.)

0   0
Первый авторШапошников
Страниц17
ID378084
АннотацияВыявлены особенности употребления П. А. Флоренским терминов "идея" и "личность" в их взаимосвязи.
УДК1(470+571)
Шапошников, В.А. Персоналистический платонизм о. Павла Флоренского / В.А. Шапошников // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2011 .— №1 .— С. 3-19 .— URL: https://rucont.ru/efd/378084 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО** Задача настоящей статьи — выявить особенности употребления П.А. Флоренским терминов «идея» и «личность» в их взаимосвязи и на этой основе ответить на вопрос, в каком смысле он может быть охарактеризован как «платоник» и в каком — как «персоналист». <...> Итоговый вывод: Флоренский строит на основе платонизма развернутую теорию личности с тенденцией ко всеохватности, но, тем не менее, философом-персоналистом признан быть не может, поскольку центральной философской темой для него является главная тема платонизмаидея-форма и ее воплощение, а не личностность как таковая; однако, поскольку он склонен понимать воплощенные идеи-формы как личности, его платонизм может быть охарактеризован как «персоналистический». <...> Платонизм и персонализм часто противопоставляют друг другу. <...> Для Флоренского персонализм развивает и уточняет позицию Платона, а не противостоит ей. <...> И это не столь уж удивительно, ведь * Шапошников Владислав Алексеевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Так понятый платоновский эйдос — это символ [П.А. Флоренский, 1992, с. <...> 152—159], а символ символов (Символ, с большой буквы) для Флоренского есть Христос [П.А.Флоренский, 2004а, с. <...> Если Флоренского и нельзя в полной мере считать философомперсоналистом, то следует все же принять всерьез тот вывод, к которому он подводит читателя в самой «персоналистской» своей книге — в «Столпе и утверждении Истины» (1908—1914): для познающего разума, который возрожден действием Духа Святого в Церкви, нет вещей, но есть только личности1. <...> Если корни этого движения в основном немецкие2, то наиболее заметные плоды вызрели в американской и французской традициях. <...> В США оно связано в первую очередь с именем Бордена Паркера Боуна (Borden Parker Bowne) и основанной им бостонской школы, а также с журналом «The Personalist», во Франции — с Шарлем Ренувье (Charles Renouvier), а затем с Эммануэлем <...>