Ковров* ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О СВОБОДЕ ВОЛИ В статье предпринята попытка проследить то, каким образом может быть задан вопрос о свободе воли, и выделить его наиболее значимые аспекты. <...> Показано, что этот вопрос связан с ситуацией нравственного выбора, а потому должен быть поставлен на границе с этикой. <...> Продемонстрирована связь идеи свободы воли и идеи изначально злого в человеческой природе. <...> Эти положения рассмотрены на материале этики и философии религии Канта. <...> Целью данной статьи является постановка вопроса о свободе воли. <...> Иначе говоря: с чего начинается постановка этого вопроса? <...> Прежде чем предложить свое решение, хотелось бы сказать несколько слов о том, почему, по нашему мнению, этот вопрос первоначально должен быть поставлен вне рамок психологии, физиологии, когнитивной науки или эво∗ Ковров Александр Эдуардович — аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> В настоящее время эти и родственные им дисциплины претендуют на преимущественное право ставить вопросы и вырабатывать терминологию по отношению ко всем явлениям человеческого мира. <...> Подобный вопрос более двухсот лет назад поставил Иммануил Кант. <...> Тогда на право судить обо всем на свете претендовала молодая, уверенная в своих силах наука, ориентированная на математическое естествознание. <...> Кант в своих работах показал необходимость ограничить ее притязания. <...> Для наших целей мы можем сформулировать его идею так: наука говорит о том, что есть, а не о том, что должно быть. <...> Человеческий же мир строится на идее должного1. <...> Наука ищет ответы на вопросы типа: «Как это работает?» или «Откуда это взялось?» <...> Такая наукообразная философия на вопрос: «Каким мне быть?» или «Каким я могу быть?» — отвечает: «Согласно последним данным науки, ты таков и другим быть не можешь». <...> Во-первых, от того, зачем задан вопрос, зависит сам способ ответа на него. <...> Поэтому, прежде чем обращаться к науке за ответом, нужно <...>