Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №4 2010

Прогрессирует ли современная социальная философия? (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМомджян
Страниц27
ID378066
АннотацияРассматриваются возможности научной теории прогресса, а также условия, при которых можно считать оценочные суждения истинными или ложными. Автор анализирует различие двух типов прогресса - прогресса-совершенствования и прогресса-прибавления.
УДК0,261111111
Момджян, К.Х. Прогрессирует ли современная социальная философия? / К.Х. Момджян // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2010 .— №4 .— С. 97-123 .— URL: https://rucont.ru/efd/378066 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор анализирует различие двух типов прогресса — прогресса-совершенствования и прогрессаприбавления. <...> Доказывается, что совершенствование имеет место только в рамках рефлективной философии, которая стремится познавать мир, но не в рамках валюативной философии, ищущей смыслы человеческого существования в мире. <...> Причинами, тормозящими поступательное развитие современной социальной философии, автор считает «антропологический поворот» в ней, избыточную прагматизацию социальной теории и постмодернистские атаки на эссенциалистскую стратегию познания. <...> * Момджян Карен Хачикович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Если считать прогрессом особый тип качественного изменения, идущего от «менее совершенного» к «более совершенному», от «худшего» к «лучшему», придется признать, что в современном обществознании эта идея весьма непопулярна. <...> Она подвергается критике с двух направлений, первое из которых можно назвать «фактологическим», а второе — «методологическим». <...> Первый из них мы назовем «суждениями ценности», понимая под ценностями не объекты, значимые для человека, и не субъектобъектное отношение значимости, а имманентные субъекту элементы мотивационной подсистемы сознания, избранные человеком, приоритетные для него стратегические векторы существования. <...> Ценностный мир человека — это сложно субординированная система, в которой существует фундаментальное деление на дефициентные ценности (связанные с поддержанием факта жизни, биологическим выживанием в среде) и бытийные ценности, связанные с сохранением и преумножением качества жизни («свобода», «достоинство», «красота» и др.) <...> . Суждения ценности, таким образом, представляют собой мотивационные предпочтения человека, обладающего субстанциальной свободой воли, т.е. способного самостоятельно решать, что для него лучше — жизнь, лишенная <...>