Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторКувакин
Страниц14
ID378065
АннотацияНа примере философии исследуется способность человека к теоретической (философской) деятельности. Автор ищет решения в исследованиях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и теории происхождения человека Б. Ф. Поршнева.
УДК1
Кувакин, И.В. Философия и реальность / И.В. Кувакин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2010 .— №4 .— С. 83-96 .— URL: https://rucont.ru/efd/378065 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 И.В. Кувакин* ФИЛОСОФИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ На примере философии исследуется способность человека к теоретической (философской) деятельности. <...> Автор ищет решения в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и теории происхождения человека Б.Ф. Поршнева. <...> Эксперименты показали, что акты мышления, с помощью которых создаются теории, обладают спецификой, отличающей их от сознания и языка. <...> Способность мыслить возникает через совершенствование психофизиологического механизма торможения, благодаря которому развитие биологических (а затем и социальных) форм состоит не в накоплении и улучшении прежних качеств, а в противоположном — в совершенствовании механизмов «разрыва». <...> Говоря о философии и реальности, мы сталкиваемся с двумя группами проблем: 1) способна ли философия познавать действительность? свидетельствуют ли ее понятия и категории о самих вещах? как первые соотносятся с действительностью? <...> * Кувакин Илья Валерьевич — кандидат философских наук, выпускающий редактор информационного агентства «Интерфакс», тел. <...> Думать иначе было бы странно, ведь, будучи рефлексивным взглядом на вещи, философия является осознанностью, даже возведенной в степень. <...> По словам Э.В. Ильенкова, «предметом мышления выступает здесь (в философии. <...> К.) не только “внешний мир” как таковой, но и сам способ его теоретического освоения, “мышление о самом мышлении”, отношение мышления к внешнему миру» [Э.В. Ильенков, 1984, с. <...> Даже если философия направлена на предшествующее теоретизирование и является критическим рассмотрением уже кем-то высказанных принципов и предположений, то высказываемые при этом новые установления не имеют свой исток в уже существующем, они высказывают нечто новое, что в нем не содержится. <...> Приписывание философии предметности только затемняет эту загадочность, реальную проблему. <...> Возникают вопросы типа: «Внутри чего соотносятся между собой такие объекты, как “понятие” (“мысль”) и “вещь”? <...> Это напоминает <...>