Галкина1 , МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В статье рассматривается процесс сокращения численности населения в трудоспособном возрасте и его влияние на стратегию коммерческих банков в Российской Федерации. <...> Сначала автор исследует процесс старения населения России в XX—XXI вв. и приводит информацию об обеспеченности различных возрастных сегментов банковскими услугами. <...> Далее приводятся результаты экспертизы некоторых сегментов населения как основного потенциала для расширения клиентской базы коммерческих банков, столкнувшихся с проблемой демографического старения, а именно: пожилых людей, детей, молодежи и жителей малых городов. <...> Автор обосновывает свое мнение в том числе удачными зарубежными примерами вовлечения населения за пределами трудоспособного возраста в пользование банковскими услугами. <...> Статья может быть интересна как специалистам, изучающим последствия старения населения, так и практикам, в частности маркетологам. <...> Ключевые слова: старение населения, клиентские сегменты коммерческих банков, возрастная сегментация. <...> Введение Российскому финансовому сегменту до последнего времени была свойственна ориентация лишь на трудоспособное население среднего возраста, проживающее в городах численностью свыше 50 тыс. <...> В условиях современных тенденций демографического развития в ближайшие годы страну ожидает сокращение численности населения, особенно в трудоспособном возрасте, сопровождаемое его старением. <...> Согласно прогнозу Росстата (здесь и далее — по среднему варианту), к 2031 г. убыль численности населения составит 13 млн человек [Предположительная численность…, 2013]. <...> Возможные пути для развития — экстенсивный и интенсивный. <...> Интенсивный рост предполагает увеличение долговой нагрузки на существующих клиентов, что может привести к кризису: согласно исследованию <...>