Ковач1 КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО ДАННЫМ ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ В статье рассмотрены методика и особенности картографирования объектов на основе совмещения данных воздушного, мобильного и наземного лазерного сканирования на примере съемки и обработки данных лазерного сканирования четырех направлений железных дорог общей протяженностью 1400 км. <...> На основе данных, полученных при съемке, можно создавать комплексную систему пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта, планировать и рассчитывать траектории движения железнодорожного транспорта, анализировать параметры объектов инфраструктуры железных дорог и сопоставлять их с нормативными значениями и др. <...> Представленная методика учитывает все нюансы получения исходных данных, их последующую обработку и интеграцию в единую ГИС-систему. <...> Ключевые слова: картография, геодезия, геоинформационная система (ГИС), лазерное сканирование, инерциальная навигационная система (ИНС), 3D-моделирование, железные дороги, топографические планы. <...> Лазерное сканирование по сравнению с традиционными методами картографирования позволяет существенно сократить сроки сбора исходной информации (время съемки), что особенно актуально на опасных и крупных объектах и объектах с интенсивным движением (автодороги, железные дороги). <...> Интеграция данных мобильного сканирования с другими данными лазерной съемки (наземной или воздушной) позволяет добиться более высокой точности измерений, получить дополнительные данные для составления карт и моделирования местности, проводить пространственный географический анализ. <...> Лазерное сканирование — достаточно новый и перспективный метод съемки, хотя в его основе лежит хорошо известный специалистам принцип дальномера. <...> Поперечная развертка при сканировании обеспечивается за счет применения качающегося зеркала или вращающейся призмы, а продольная — за счет сервопривода <...>